Литература
Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Зона ближайшего развития
Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.
Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведомой, но потенциально доступной для познания.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
|
|
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М., 1974.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М., 1966.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.
7. Замков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.
8. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. - М., 1984.
9. Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. -1996. - № 6.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
11. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / / Педагогика. -1996. - № 2.
12. Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование. -1996. - № 3.
13. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 1974.
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. А. Дистервег
Замков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.
Система Л.В.Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. По мнению ученого, школа не раскрывала резервов психического развития ребенка. Он проанализировал состояние дел в образовании и пути его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущего критерия работы школы.
|
|
Сегодня на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.
Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.