Условия развития художественного творчества школьников:
Развитие интереса школьника к изучению изобразительного искусства, к теме урока, учебно-творческому заданию. На формирование у детей интереса к изобразительной деятельности используются разнообразные средства.
Как известно, комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы система активизации изобразительной деятельности школьников имела целостный характер, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. При этом ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции.
Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с результатами. Эффективность воспитания художественно-творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках изобразительного искусства привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля детей. Это дает им возможность видеть результаты своей деятельности и товарищей, видеть достижения и недостатки, находить пути их исправления.
Творческие способности школьников проявляются и интенсивно формируются, когда возникает объективная необходимость, созданы для этого возможности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и воспринимаются им как потребность.
Не менее важно, чтобы преодоление школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.
Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Проявление того или иного средства художественной выразительности следует проследить со школьниками на многих примерах с тем, чтобы избежать простого копирования увиденного у художников. Надо добиваться осознания учащимися средств художественной выразительности.
В практической работе рекомендуется использовать метод «вариантности впечатления» — показать, как названное средство художественной выразительности связано с тем или иным художественным образом. Это способствует правильному пониманию детьми выразительных возможностей каждого средства.
Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед активизирует внимание ребенка, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество. В начале каждого урока изобразительного искусства рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. В то же время беседа настраивает школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в учебно-творческих работах (изобразительных, дизайнерских и декоративных).
Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. Учитель, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детей детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений. Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков. [31, 297]
Важным условием развития художественного творчества учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий.
Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебные пособия, изданные по изобразительному искусству, репродукций и открыток с изображением произведений известных художников. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся можно использовать на уроках карточки-упражнения, карточки-задания. Важная роль в раскрытии средств художественно-образной выразительности принадлежит иллюстрациям к детским книгам, выполненным известными художниками.
Активное изучение школьниками натуры, активизация наблюдений учащихся за окружающей действительностью, изучение ими предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, архитектурных деталей — все это также относится к педагогическим условиям интенсивного развития художественного творчества. С целью активизации наблюдений учащихся можно разработать специальный план-вопросник, включающий, например, такие вопросы: что расположено на переднем плане? Что ближе, а что дальше? Каково состояние неба? Какое освещение? Какие характерные черты ландшафта вы можете назвать? В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее в сознании возникают разнообразные ассоциации и связи.
В младших классах для активизации наблюдений рекомендуется такой игровой прием — «фотографирование» детьми тех или иных объектов действительности через самодельные фотоаппараты и затем «проявление снимков» в виде рисунков.
Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник. Такая тактика педагогов обусловлена тем, что введение новых художественных материалов и техник, как известно, активизирует процесс художественного творчества школьников.
В начальных классах дети, как правило, предпочитают цветной материал черно-белому, очень любят фломастеры, работать же красками дети иногда опасаются, поскольку плохо владеют живописной техникой. Вместе с тем при правильном педагогическом руководстве учащиеся младших классов успешно осваивают разнообразные графические и живописные техники, начальные основы конструирования и художественной обработки различных материалов. Например, занятия монотипией одинаково интересны как младшим, так и старшим. Очень любят дети рисовать тушью — пером или кистью. В III— IV классах учащихся привлекают художественные материалы и техники, требующие специального оснащения (гравюра на картоне, гратография — процарапывание по восковому слою и др.), они в равной мере выбирают и цветной, и графический материал.
Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.
Сочетание на уроках изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы — важное условие развития творчества. Оно может осуществляться по-разному, в зависимости от темы урока и педагогических задач.
Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы школьников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества учителя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Вместе с тем при всем значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения школьниками новых знаний и умений.
При характеристике коллективной деятельности нам хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления класса, школы. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.
Обеспечение систематических взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», различными видами художественных работ имеет существенное значение для эффективности обучения изобразительному искусству. Эти взаимосвязи могут существовать в виде тематических блоков (циклов). Система подобных блоков разработана и опубликована в программах и пособиях по изобразительному искусству. [31, 299]