Действия руководителей и персонала при возникновении ЧС.
Наиболее характерными ошибками в управленческой деятельности руководителей при получении информации о возникшей чрезвычайной ситуации являются:
— потеря времени на перепроверку достоверности полученной информации и задержка с оповещением персонала и населения;
— попытки в результате необъективной оценки степени возникшей угрозы ликвидировать инцидент своими силами;
— неумелое практическое использование планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— недостаточная отработанность порядка привлечения к ликвидации масштабных чрезвычайных ситуации необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ;
— несвоевременное информирование о факте возникновения, истинных причинах и масштабах возникшей чрезвычайной ситуации вышестоящих органов управления, органов управления и населения, находящихся в опасной зоне.
Подобного рода ошибки нередко приводят к неоправданно тяжелым последствиям чрезвычайных ситуаций.
|
|
Немаловажную роль в обеспечении защиты от поражающих факторов чрезвычайной ситуации имеет подготовка персонала предприятия (объекта, учреждения) к действиям в условиях ЧС.
Работа в этом направлении должна строиться в соответствии с указаниями МЧС России, отраслевых министерств и ведомств, а также на анализе потребностей конкретного предприятия. Практика показывает, что причинами плохой работы работников и их неправильного поведения, неудачных действий, травматизма и гибели персонала являются:
недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность к работе, в т. ч. к действиям в опасных ситуациях;
недисциплинированность, беспечность, пренебрежение правилами безопасности, потеря бдительности;
незнание тактических основ и правовых норм своей работы.
Неподготовленность работников чаще всего является следствием недостаточной требовательности или формального подхода руководителей предприятия к качеству подбора и подготовки сотрудников, слабого контроля соблюдения требований и рекомендаций по обеспечению безопасности на работе и в быту.
Основной целью профессиональной подготовки сотрудников предприятия является формирование у них личных качеств, знаний, навыков и умений, необходимых для обеспечения не только результативной, но и безопасной работы.
В процессе обучения и начального периода работы сотрудников предприятия должны решаться следующие задачи:
освоение рациональных методов работы, требований руководства и технических средств;
развитие полезных навыков, например, быстрой реакции, оперативного мышления, умения наблюдать, а также выносливости, сообразительности, решительности, устойчивости и др.
|
|
Процесс обучения персонала предприятия по вопросам обеспечения безопасности должен иметь преимущественно практическую направленность. Обучение осуществляется методами рассказа и показа на рабочих местах, в помещениях предприятия, и иных конкретных объектах с учетом реальных задач и ситуаций.
Ознакомительная практика предполагает изучение организации режима безопасности предприятия и личное участие нового работника в выполнении учебных и практических задач.
Подготовка сотрудников предприятия должна осуществляться постоянно и совершенствоваться в процессе работы. Под контролем руководителей они закрепляют необходимые знания тактических действий в разных ситуациях, умение анализировать и прогнозировать возможное неблагоприятное развитие событий, принимать решения и действовать в соответствии со складывающейся обстановкой.
На практических занятиях и на рабочих местах постепенно отрабатываются автоматизм и умение выполнять необходимые действия быстро и четко, например, при задымлении, отключении электроэнергии, при эвакуации персонала, получении травмы и т. д.
Упражнения должны обеспечивать отработку и улучшение качеств и навыков, необходимых сотруднику, а попутно улучшать и другие жизненно важные способности человека, например, наблюдательность, внимательность, быстроту реакции, владение приемами оказания первой помощи и др.