Статистика
Техногенные ЧС – 900-1200
Пожары и взрывы – 350-450
Аварии на трубопроводах 60-80
Авиационные катастрофы
Авто 120-150
Ж/Д – 15-20
Гидроаварии – 4-8
Природные – 400-800
Лесные пожары (100 га) – 200-500
Бури, ураганы – 80-120
Биолого-социальные ЧС – 100-150
Изношенность основных средств – 60-80%
Вывод: в РФ увеличивается количество ЧС постоянно.
Базовыми составляющими защиты населения и ликвидации ЧС являются:
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС)
- Гражданская оборона (ГО)
Базовыми институтами реализации мероприятий защиты населения и ликвидации ЧС являются комиссии всех уровней управления по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечении пожарной безопасности (КЧС и ПП)
Основная цель создания РСЧС
- Объединение органов государственного управления всех уровней
- Органов местного самоуправления
- Организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств
Все это сформулировано в Федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС
|
|
Основные принципы защиты населения:
- Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ
РСЧС и ГО предусматривают своевременную ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также последствий военных действий (даже с применением ядерного оружия)
Ликвидация ЧС - совокупность организованных действий, выполняемых органами управления всех уровней, силами и средствами системы РСЧС и ГО
Зона ЧС характеризуется:
- Массовые поражения людей
- Разрушение и повреждение сооружений
- Массовые пожары
- Образования зоны завалов
- Массовые аварии на коммунальных сетях
Наибольшую сложность для ликвидации последствий представляет очаг поражения в результате ядерного взрыва; аварии на АЭС; аварии на ХОО.
Ликвидация ЧС включает:
- Проведение экстренных мер по защите населения и территорий
- Комплекс аварийно-спасательных и других работ, проводимых с целью спасения жизни и сохранения здоровья людей; снижения ущерба окружающей среде и материальных потерь; ликвидация зоны ЧС и прекращение действий ее опасных поражающих факторов
Мероприятия по ликвидации ЧС по времени проведения классифицируются:
- меры экстренного реагирования (предупреждение, оповещение, выявление обстановки методом разведки)
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (эвакуация, оказание экстренной медпомощи, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения)
- последующие меры (реабилитация пострадавших, восстановление функционирования пострадавших объектов)
Неотложные работы по ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению всех видов помощи в создании условий для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности
|
|
Эффективность ликвидации ЧС достигается:
1. Экстренным реагированием на возникновение ЧС и организацией разведки
2. Принятием обоснованного решения по ликвидации ЧС
3. Непрерывным ведением работ до полного их завершения
4. Организацией всестороннего обеспечения работ и жизнеобеспечения населения, оказанием психологической помощи пострадавшим
Последовательность реализации решений руководителя по ликвидации ЧС:
- Оценка сложившейся обстановки
- Оповещение сотрудников организации (населения) об опасности
- Немедленная организация спасения людей и осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий
- Обеспечение сохранности материальных ценностей
Ведение работ по ликвидации ЧС предполагает совместные действия формирования гражданской защиты и самих спасаемых людей, которые должны уметь оказывать самопомощь и взаимопомощь при поражениях, а также принимать меры к устранению аварий. Всеобщая подготовка населения предусматривает не только овладение минимумом знаний по защите, но и приобретение навыков действий в очаге поражения. К примеру, через сутки после землетрясения не спасают примерно 40% пострадавших, 3 сутки – 60%, 6 сутки – 90%
РСЧС и ГО объединяют органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, органы муниципального управления и организации. Сущность управления в РСЧС и ГО – постоянная целенаправленная деятельность органов управления, направленная на всестороннюю подготовку и своевременное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, а также по повышению устойчивости потенциально опасных объектов. Важное условие – обеспечение твердого и непрерывного управления проведением мероприятий и действиями формирования ГО в любых условиях.
Министерство по делам ГО создано в 1994. Сейчас МЧС объединяет в себе РСЧС и ГО.
Задачи РСЧС и ГО:
- Предупреждение и оповещение населения о прогнозируемых или состоявшихся ЧС
- Защита населения и территории в предвидении ЧС и в ходе ее развития
- Эвакуация населения и материальных ценностей
- Обеспечение функционирования объекта в условиях ЧС
- Ликвидация последствий ЧС (мирного и военного времени)
- Предоставление населению убежищ и СИЗ
- Обучение населения защите от поражающих факторов
Организационная структура РСЧС
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Предназначены эти подсистемы для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах этих субъектов. Функциональные подсистемы РСЧС создаются для организации предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности министерств и ведомств, а также порученных им отраслям экономики. Они состоят из комиссий по ЧС и пожарной безопасности (КЧС и ПП). Каждый уровень РСЧС имеет:
- Координационные органы управления
- Постоянно действующие органы управления (органы повседневного управления)
- Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС
- Резервы материальных и финансовых ресурсов
- Система связи, оповещения и информационного обеспечения
Координационные органы:
На федеральном уровне – правительственная комиссия по РСЧС и ГО
На региональном уровне
На муниципальном уровне
На основе структуры РСЧС базируется организационная структура ГО (с учетом изменения элементов в военное время). Перевод страны с мирного на военное время – первый шаг. ГО способствует оборонной функции государства и поддержку экономического потенциала страны, обеспечивает защиту населения от поражающих факторов военных действий. В настоящее время РСЧС и ГО объединяются в РССГЗ (Российская система гражданской защиты).
|
|
ГО – система мероприятий поп подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Государство, все его управленческие органы и службы должны обеспечивать:
- Выживаемость населения в ЧС мирного и военного времени
- Защиту населения и территорий от ЧС
- Защиту материальных и культурных ценностей
Система РСЧС и ГО – одна из важнейших функций государства, составной частью обеспечения национальной безопасности страны. Каждый гражданин обязан принимать участие в ликвидации ЧС, проходить обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы и учебы