Ликвидация ЧС мирного и военного времени

Статистика

Техногенные ЧС – 900-1200

Пожары и взрывы – 350-450

Аварии на трубопроводах 60-80

Авиационные катастрофы

Авто 120-150

Ж/Д – 15-20

Гидроаварии – 4-8

Природные – 400-800

Лесные пожары (100 га) – 200-500

Бури, ураганы – 80-120

Биолого-социальные ЧС – 100-150

Изношенность основных средств – 60-80%

Вывод: в РФ увеличивается количество ЧС постоянно.

Базовыми составляющими защиты населения и ликвидации ЧС являются:

  • Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера (РСЧС)
  • Гражданская оборона (ГО)

Базовыми институтами реализации мероприятий защиты населения и ликвидации ЧС являются комиссии всех уровней управления по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечении пожарной безопасности (КЧС и ПП)

Основная цель создания РСЧС

    1. Объединение органов государственного управления всех уровней
    2. Органов местного самоуправления
    3. Организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств

Все это сформулировано в Федеральном законе о защите населения и территорий от ЧС

Основные принципы защиты населения:

  • Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ

РСЧС и ГО предусматривают своевременную ликвидацию последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также последствий военных действий (даже с применением ядерного оружия)

Ликвидация ЧС - совокупность организованных действий, выполняемых органами управления всех уровней, силами и средствами системы РСЧС и ГО

Зона ЧС характеризуется:

  1. Массовые поражения людей
  2. Разрушение и повреждение сооружений
  3. Массовые пожары
  4. Образования зоны завалов
  5. Массовые аварии на коммунальных сетях

Наибольшую сложность для ликвидации последствий представляет очаг поражения в результате ядерного взрыва; аварии на АЭС; аварии на ХОО.

Ликвидация ЧС включает:

  • Проведение экстренных мер по защите населения и территорий
  • Комплекс аварийно-спасательных и других работ, проводимых с целью спасения жизни и сохранения здоровья людей; снижения ущерба окружающей среде и материальных потерь; ликвидация зоны ЧС и прекращение действий ее опасных поражающих факторов

Мероприятия по ликвидации ЧС по времени проведения классифицируются:

  1. меры экстренного реагирования (предупреждение, оповещение, выявление обстановки методом разведки)
  2. проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (эвакуация, оказание экстренной медпомощи, организация жизнеобеспечения пострадавшего населения)
  3. последующие меры (реабилитация пострадавших, восстановление функционирования пострадавших объектов)

Неотложные работы по ликвидации ЧС - деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению всех видов помощи в создании условий для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности

Эффективность ликвидации ЧС достигается:

1. Экстренным реагированием на возникновение ЧС и организацией разведки

2. Принятием обоснованного решения по ликвидации ЧС

3. Непрерывным ведением работ до полного их завершения

4. Организацией всестороннего обеспечения работ и жизнеобеспечения населения, оказанием психологической помощи пострадавшим

Последовательность реализации решений руководителя по ликвидации ЧС:

  1. Оценка сложившейся обстановки
  2. Оповещение сотрудников организации (населения) об опасности
  3. Немедленная организация спасения людей и осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий
  4. Обеспечение сохранности материальных ценностей

Ведение работ по ликвидации ЧС предполагает совместные действия формирования гражданской защиты и самих спасаемых людей, которые должны уметь оказывать самопомощь и взаимопомощь при поражениях, а также принимать меры к устранению аварий. Всеобщая подготовка населения предусматривает не только овладение минимумом знаний по защите, но и приобретение навыков действий в очаге поражения. К примеру, через сутки после землетрясения не спасают примерно 40% пострадавших, 3 сутки – 60%, 6 сутки – 90%

РСЧС и ГО объединяют органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, органы муниципального управления и организации. Сущность управления в РСЧС и ГО – постоянная целенаправленная деятельность органов управления, направленная на всестороннюю подготовку и своевременное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, а также по повышению устойчивости потенциально опасных объектов. Важное условие – обеспечение твердого и непрерывного управления проведением мероприятий и действиями формирования ГО в любых условиях.

Министерство по делам ГО создано в 1994. Сейчас МЧС объединяет в себе РСЧС и ГО.

Задачи РСЧС и ГО:

    • Предупреждение и оповещение населения о прогнозируемых или состоявшихся ЧС
    • Защита населения и территории в предвидении ЧС и в ходе ее развития
    • Эвакуация населения и материальных ценностей
    • Обеспечение функционирования объекта в условиях ЧС
    • Ликвидация последствий ЧС (мирного и военного времени)
    • Предоставление населению убежищ и СИЗ
    • Обучение населения защите от поражающих факторов

Организационная структура РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Предназначены эти подсистемы для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах этих субъектов. Функциональные подсистемы РСЧС создаются для организации предупреждения и ликвидации ЧС в сфере деятельности министерств и ведомств, а также порученных им отраслям экономики. Они состоят из комиссий по ЧС и пожарной безопасности (КЧС и ПП). Каждый уровень РСЧС имеет:

  1. Координационные органы управления
  2. Постоянно действующие органы управления (органы повседневного управления)
  3. Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС
  4. Резервы материальных и финансовых ресурсов
  5. Система связи, оповещения и информационного обеспечения

Координационные органы:

На федеральном уровне – правительственная комиссия по РСЧС и ГО

На региональном уровне

На муниципальном уровне

На основе структуры РСЧС базируется организационная структура ГО (с учетом изменения элементов в военное время). Перевод страны с мирного на военное время – первый шаг. ГО способствует оборонной функции государства и поддержку экономического потенциала страны, обеспечивает защиту населения от поражающих факторов военных действий. В настоящее время РСЧС и ГО объединяются в РССГЗ (Российская система гражданской защиты).

ГО – система мероприятий поп подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Государство, все его управленческие органы и службы должны обеспечивать:

  1. Выживаемость населения в ЧС мирного и военного времени
  2. Защиту населения и территорий от ЧС
  3. Защиту материальных и культурных ценностей

Система РСЧС и ГО – одна из важнейших функций государства, составной частью обеспечения национальной безопасности страны. Каждый гражданин обязан принимать участие в ликвидации ЧС, проходить обучение способам защиты от опасностей по месту жительства, работы и учебы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: