Санитарно-гигиенические мероприятия по обеспечению марша в пешем строю

Марш в пешем строю войска, как правило, совершают в лесисто-болотистых и других труднопроходимых районах.

Марш в пешем строю в зависимости от режима передвижения, расстояния перехода и степени напряжения подразделяется на обычный, форсированный и марш-бросок. При обычном марше протяженность суточного перехода равна в среднем 25-30 км. Скорость движения - 4-5 км/ч, на лыжах - 5-7 км/ч. При форсированном марше суточный переход равен 40-45 км. Во время марша-броска войска передвигаются, чередуя ускоренный шаг с бегом. Наиболее целесообразно при этом четверть дистанции перехода передвигаться бегом, остальную часть – ускоренным шагом. Средняя скорость при марш-броске составляет около 8-9 км/ч, а преодолеваемое расстояние 5-15км. Марш-бросок может быть или самостоятельной формой передвижения, если подразделение находится вблизи линии фронта, или им заканчиваются другие виды марша.

Поставленная боевая задача и конкретные условия, в которых совершается марш, определяют расстояние суточного перехода, вид, продолжительность и количество привалов. Первый малый привал продолжительностью 10-15 мин организуется через 1чдвижения, в дальнейшем через каждые 2-3 ч движения предусматривается 20-30 минутныйотдых. Во второй половине суточного перехода устраивается большой привал продолжительностью 2-4 ч, а после нескольких дней передвижения - отдых в течение дня (дневка).

Марш в пешем строю является тяжелым физическим трудом, на который затрачивается 4000 ккал и более за сутки. Под его влиянием изменяются функции системы кровообращения и центральной нервной системы, органов дыхания и пищеварения, резко увеличивается теплопродукция организма, в результате чего может нарушаться теплообмен.

Изменение функции системы кровообращения проявляется в учащении пульса и увеличении минутного объема крови. У нетренированныхлиц пульс учащается до 160 ударов в 1 мин при незначительном увеличении систолического объема.

Легочная вентиляция возрастает с 7-8 л в покое до 20 и даже 50 л в 1 час во время марша. Частота дыхания достигает 30-40 дыханий в 1 мин.

Марш в пешем строю так же, как и любая другая тяжелая физическая работа, сопровождается выделением большого количества тепла, эффективным способом отведения которого является испарение влаги (пота) с поверхности кожи. Потерижидкости при совершении марша в пешем строю достигают 5-6 л/сут, а минеральных солей - около 25 г/сут.

При планировании медицинских мероприятий по обеспечению марша начальник медицинской службы руководствуется общей схемой организации марша, в которой выделяется 2 периода: подготовительный и период совершения марша.

Маршевая тренировка является составной частью боевой подготовки войск. Целью её проведения является выработка у военнослужащих выносливости к интенсивным физическим нагрузкам и действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Готовясь к маршу, каждый военнослужащий должен заранее осмотретьсвою обувь, выстирать и хорошо просушить носки, вымыть ноги и постричь ногти. Чтобы избежать потертостей обувь должна быть не тесной и не слишком свободной.

До начала и в процессе совершения марша медицинский работник проводит беседы о значении ограничительных мероприятий, питьевом режиме и рациональном отдыхе на привалах.

При совершении марша устанавливается следующий режим питания: за 40-60 мин до выступления организуется завтрак, энергетическая ценность которого должна составлять 30-35 % суточного рациона. При выступлении раньше 4-5 ч утра завтрак предусматривается на первом или втором малом привале. На большом привале после кратковременного отдыха выдается второй завтрак в виде второго блюда и чая, либо консервов (колбасы) с хлебом и чаем. Обед назначается после окончания марша или на месте ночевки. Питание производится на ППП.

Ночной марш является одним из распространенных способов передвижения войск. Скорость движения при совершении ночного марша снижается примерно на одну треть. Большие привалы не назначаются.

На марше ночью повышается нагрузка на центральную нервную систему, в особенности на зрительный анализатор. Этому способствуют трудность наблюдения за окружающей обстановкой вследствие понижения остроты зрения, изменения пространственного восприятия предметов (они кажутся ближе и больше по размерам) и потери способности ночью различать цвета; неправильная оценка скорости движения предметов; изменение привычного режима труда и отдыха, а также высокое эмоциональное напряжение. Ночной марш более утомителен, чем марш в дневное время.

Наряду с другими профилактическими мероприятиями по обеспечению ночного марша врач части выявляет лиц, страдающих гемералопией и другими дефектами зрения; следит, чтобы перед маршем военнослужащим было предоставлено 7-8 ч для отдыха.Условия, сходные с ночным маршем, наблюдаются при ограниченной видимости во время снегопада, метели, дождя и тумана.

1.2.3.2. Санитарно-гигиенические мероприятия при перевозке войск автомобильным транспортом

Самыми распространенными способами передвижения войсковых подразделений являются марш на автомобилях, бронетранспортерах или других боевых машинах.

Время совершения марша определяется в зависимости от реальной обстановки. Ночные марши обеспечивают большую скрытность и меньшую вероятность боевых потерь, но они вызывают и большую утомляемость военнослужащих, проводятся более низким темпом, требуют высокой степени выучки водителей, тщательной подготовки машин и дорог. Средняя скорость движения колонн на марше может быть ночью 25-30км/ч, днем 30-40км/ч, среднесуточный пробег автомобильной колонны при одном водителе на машине – до 150-350 км. Время марша распределяется следующим образом: движение – 10-12 ч, погрузка (выгрузка) — 3-4 ч, техническое обслуживание — 1-2 ч, отдых военнослужащих — 7-8 ч.

Для отдыха военнослужащих и проверки состояния машин делают малые и большие привалы, а также устраивают дневной (ночной) отдых. Малые привалы продолжительностью 20-30 мин назначают через каждые 2-3 ч движения для разминки, приема пищи и воды. Первый малый привал целесообразно устраивать через 1-2 ч после начала движения. В начале второй половины суточного перехода (через 6-8 ч нахождения в пути)делается большой привал на 2-4 ч для отдыха, приема горячей пищи и осмотра техники.

Для перевозки военнослужащих используют только исправный, чистый, при необходимости продезинфицированный транспорт, оборудованный скамьями и тентом. Отвечает за подготовку автомашин начальник автомобильной службы. При расчете норм посадки исходят из того, что на 1 человека должно приходиться0,27 м2площади пола кузова. В современном грузовом автомобиле могут разместиться 21-35 человек.

Во время автомобильных перевозок на организм военнослужащих оказывается сочетанное действие ряда факторов окружающей среды (таблица 1.1), суммарным эффектом, которого может быть преждевременное развитие утомления и снижение боеспособности.

Особое внимание должно быть обращено на предупреждение отравления выхлопными газами, отрицательное действие которых наблюдается при нарушении дистанции между машинами, при медленном темпе движения, частых остановках без выключения двигателей, при движении колонны по лесным дорогам, при безветрии или попутном ветре, а также при совместном передвижении с танками.

Таблица 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: