Об отношении к св. Ангелам и угодникам Божиим: воспоминании, прославлении их и призывании в молитвах
О Церкви Небесной
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Мощам пророка Моисея не поклонялись, потому что «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6), значит, не желает Бог этого поклонения.
Православный ответ: А зачем Богъ сотворил чудо от мощей Елисея?! Если бы мощи (кости) его были безразличны, то не воскрес бы умерший. А могила Моисея неведома по причинам, Богу ведомым, а не потому, что мощи не нужны.
Сектанты говорят: 1 Кор. 15, 50: «Плоть и кровь немогут наследовать Царствия Божия», значит, мощи не нужны.
Православный ответ: Никто из православных не доказывает, что мощи в их нынешнем виде предстанут во второе Воскресение. Нет, они изменятся, как изменятся и тела всех людей (1 Фес. 4, 16; 1 Кор. 15, 52) и будут подобны славному Телу Христову (Фил. 3, 21).
Сектанты говорят: об истреблении костей и разрушении могил иудеев-идолопоклонников (Иер. 8, 1-3) и говорят, что приказано уничтожать мощи.
|
|
Православный ответ: Не о костях праведников здесь говорится, но о беззаконниках «злого племени», а мощи и могилы праведников почитались в Ветхом Завете: 4 Цар. 23, 1-18; Иис. Сир. 46, 13-15.
Земная Церковь, состоящая из истинных исповедников Христовых и Небесная Церковь, состоящая из Божией Матери, св. Ангелов, прославленных угодников Божиих и в православной вере скончавшихся христиан соединены под Главою Христом. Между земною и небесною Церковью самая тесная связь.
Небесные исповедники Христовы объединены с земными:
Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефес. 1, 10).
Они участвуют в нашей жизни:
«Сказываю вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии... Там, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук. 15, 7. 10).
Про Ангелов и их служении людям говорится: «не все-ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1-, 14).
Мы близки к небесным исповедникам:
«Согражданесвятым и свои Богу» (Ефес. 2, 19).
«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12, 22-23).
Воспоминать и подражать им:
Необходимо подражать незлобию Архангела Михаила, спорившего с диаволом (Иуд. 9).
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).
|
|
Ап. Павел воспоминает ветхозаветных праведников, которым должно подражать (Евр. 11 гл.).
«Впример злострадания и долготерпения возмите, братия мои, пророков» (Иак. 5, 10).
Угодников должно прославлять:
Господь сказал: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2, 30).
Восхваляются все величайшие праведники ветхозаветные (Иис. Сир. 44-50 глл.).
«Тела их погребены в мире, и имена их живут в роды. Народы будут рассказывать о их мудрости, а Церковь будет возвышать их хвалу» (Иис. Сир. 44, 13-14).
«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» (Иис. Сир. 46, 15).
Христос передал славу Свою угодникам:
«Отче, - молился Христос, - славу, которую Ты дал Мне. Я дамим» (Иоан. 17, 22).
Праведников почитает даже Бог Отец:
«кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12, 26).
Угодников прославляют люди:
«мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак. 5, 11).
«народ прославлял их» (Деян. 5, 13).
Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли:
«Вы, - пишет ап. Павел Галатам, - приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал. 4, 14-15).