ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК.
Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно.
Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частях войск боевая подготовка принимает несколько иной характер.
Большое развитие получает новая отрасль военного образования - обучение саперному делу.
На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы. Основные положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрыты в учебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены три условия обучения.
“Устав строевой пехотной службы” был разработан в 1866 г. Общий характер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведения боя.
Строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859 г. В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац - парадным приемам. Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишь определял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельно вводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии, явно не соответствовал новым видам вооружений.
|
|
Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. По которому состав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на 4 взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилось одиночному обучению всадников, был значительно расширен раздел “Об атаке.
Распространение грамотности являлось “вспомогательной отраслью военного образования”. Во всех полках, бригадах и батальонах в начале 70-х г. создаются ротные библиотеки, в ряде частей были открыты солдатские чайные.
Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовки офицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебные команды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров в пехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В команды выделялись по 4-5 чел. от каждой роты и эскадрона ежегодно.
В 1862 г. существовало четыре военных академии - Николаевская Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая.
Серьезные изменения в программе АГШ произошли в 1865 г. На первое место были вынесены вопросы подготовки высокообразованных офицеров Генерального штаба, хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации. Число принимаемых слушателей было ограничено 50 офицерами в год. Приему подлежали офицеры, прослужившие в войсках не менее 4-х лет, причем не менее 2-х из них на строевых должностях.. Продолжительность обучения составляла 2,5 года.
|
|
В Ы В О Д Ы:
n Разработанная и внедренная Военным министерством система военного образования явилась значительным шагом вперед.
n Реорганизация военных академий способствовала лучшей подготовке офицерских кадров высшей категории, однако количество выпускников академий было ничтожно мало.
n Серьезным недостатком, являлось отсутствие краткосрочных курсов переподготовки старших офицеров.
n Создание военных училищ значительно подняло уровень подготовки офицеров, однако из-за недостаточного количества выпускников, не удовлетворялись потребности армии офицерами даже по штату мирного времени. Если для пехоты и кавалерии этот вопрос решался за счет юнкерских училищ, то для артиллерии и инженерных войск этот вопрос остался не решенным.