Операторы скоростного сообщения

Закупки новых грузовых вагонов

Начиная с 2009 года, основную закупку вагонов в Холдинге осуществляют дочерние общества Компании, которым передан подвижной состав. В 2011 году ОАО "РЖД" закупило 200 вагонов-хопперов, ДЗО закупили 10 152 грузовых вагона, в том числе: 7 805 полувагонов, 1 144 крытых вагонов, 206 вагонов-хопперов, 50 цистерн, 947 фитинговых платформ.

Динамика изменения парка грузовых вагонов холдинга "РЖД", ед.

Год         2011()
ВСЕГО по холдингу "РЖД" 623 439 617 022 576 454 518 792 488 041
в т.ч.          
ОАО "РЖД" 416 468 380 892 339 256 213 759 96 838
ОАО "ПГК" 25 158 172 455 193 332 195 072 191 467
ОАО "ВГК"       60 821 144 360
ЗАО "РусАгроТранс"   2 837 7 847 16 045 22 789
ОАО "Трансконтейнер" 21 435 24 331 24 255 24 034 23 606
ОАО "Рефсервис" 6 840 10 625 10 120 7 420 6 692
ОАО "Рейл- ТрансАвто" 1 696 1 847 1 640 1 642 1 918
ОАО "ВРК-1", ОАО "ВРК-2", ОАО "ВРК-3"          

()В расчетах принято допущение, что до конца 2011 года ОАО "ПГК" оставалось в структуре Холдинга, хотя аукцион прошел 28 октября 2011 года. ОАО "НТК" официально стало владельцем 75% минус 2 акции ОАО "ПГК" 26 декабря 2011 года после завершения сделки.

Парк пассажирских вагонов

Основная доля пассажирских вагонов дл организации перевозок пассажиров в дальнем сообщении принадлежит ОАР «ФПК».

Перевозчики в дальнем пассажирском сообщении (на конец 2011г.)

Наименование компании Количество вагонов Доля, в %
ОАО «ФПК» 23 598 97,55
ОАО «Тверской экспресс»   0,3
ЗАО «ГрандСервисЭкспресс» -  
ОАО «Международный экспресс» -  
ОАО»ТрансГруппАС»   0,05
ОАО»ТрансКлассСервис»   2,1
Всего    
Наименование компании Количество скоростных поездов
Дирекция по организации скоростного сообщения ОАО «РЖД», (ДОСС)  
Oy Karelian Trains Ltd  

В пригородном пассажирском сообщении в настоящее время моторвагонный подвижной состав принадлежит ОАО «РЖД», ППК используют моторвагонный состав согласно заключенным договорам с ОАО «РЖД».

В секторе пассажирских перевозок по сравнению с грузовыми, пока действует ограниченное число частных компаний-операторов, обладающих лицензией, необходимым ПС, квалифицированным персоналом. Появление новых операторов сдерживается объективными причинами и спецификой этого сегмента железнодорожных перевозок. Для создания пассажирской железнодорожной компании с учетом высокой цены входа на рынок необходимы внушительные финансовые ресурсы. Частные операторы берут вагоны в лизинг, несут затраты на доступ к инфраструктуре, техническое обслуживание, технический ремонт и т.п. Для минимального объема бизнеса требуется вложение порядка нескольких миллиардов рублей, окупаемость которых при достижении 20-30% рентабельности наступает не раньше, чем через 7-8 лет. Как правило, создание таких компаний происходит с участием стратегического инвестора, уже имеющего отношение к железнодорожной отрасли. Если взять основных игроков, то компания «Тверской экспресс» является дочерней структурой ЗАО «Трансмашхолдинг» (железнодорожное машиностроение), «ТрансКлассСервис» начинала свою деятельность с обслуживания пассажиров в вагонах федеральной пассажирской дирекции (ФПД) ОАО «РЖД», «ТрансГруппАС», изначально специализировавшаяся на грузовых перевозках, в целях диверсификации бизнеса начала развивать сегмент пассажирских перевозок.

Частные компании осваивают наиболее перспективные направления с высоким пассажиропотоком и гарантированным наличием платежеспособного спроса. «ТрансГруппАС» запустила электропоезд «Мегаполис» между Москвой и СПб, а затем первую в России частную электричку сообщением Москва-Калуга. Частная транспортная компания «ГрандСервисЭкспресс» занимается железнодорожными перевозками VIP –класса, предоставляя купе люкс с полным набором сервисом.

Больше всего частных перевозок осуществляется между Москвой и СПб. Это направление считается золотой жилой для всех перевозчиков в силу сравнительного небольшого расстояния (650 км), интенсивного пассажиропотока и высокой скорости движения. Однако частные операторы все активнее берутся и за другие направления. Вагоны «ТрансКлассСервиса» курсируют в составе поездов ОАО «РЖД» более чем по 20 направлениям, в т.ч. от Москвы до Самары, Пензы и Ижевска. Компания оказывает услуги по комплексному обслуживанию пассажиров в пути следования. Компания «Тверской экспресс» запустила поезд по маршруту Самара-Москва. Есть заявки от частных компаний на организацию перевозок в Казань и Нижний Новгород, то есть на маршруты, которые приносят прибыль. В целом для всех частных перевозчиков пока наиболее привлекательными являются маршруты в дальнем следовании до 1 тыс. км, так как этой деятельностью легко управлять из одного центра.

Пригородные пассажирские перевозки представляют наименьший интерес для инвесторов, однако на некоторых направлениях частные электрички функционируют, обеспечивая прибыль своим владельцам.

В конце 2010 года в России появился первый железнодорожный перевозчик в пригородном сообщении, полностью независимый от ОАО «РЖД» - компания «Пермский экспресс». Электрички «Пермского экспресса» начали осуществлять перевозки параллельно с действующей здесь Пермской ППК, учрежденной ОАО «РЖД» совместно с правительством Пермского края. Таким образом, в регионе внедряют модель конкурентного рынка, направленную на улучшение обслуживания населения и повышения качества услуг.

На обновление и закупку подвижного состава (далее ПС) в целом по ОАО «РЖД» в 2011 году направлено 66,4 млрд. руб., в том числе на тяговый ПС – 50,8 млрд. руб., на приобретение моторвагонного ПС – 14,5 млрд. руб., грузового подвижного состава – 0,5 млрд. руб., пассажирского ПС- 0,5 млрд. руб.

3. Организация перевозочного процесса, основные проблемы и пути повышения её эффективности

До начала реформирования, т.е. до появления приватного вагонного парка на железнодорожном транспорте существовала единая система управления перевозочным процессом, что было обусловлено наличием единого парка вагонов, обращающихся на всей сети железных дорог РФ. За годы реформ, как уже указывалось выше, существенно изменилась структура вагонного парка.

Цели и задачи единой системы управления вагонными парками представлены на рисунке.

Совершенствование технологии управления порожними приватными вагонами с учетом оптимизации логистики их перемещения

Цели и задачи единой системы управления вагонными парками различных собственников

К концу 2011 года доля приватного вагонного парка приблизилась к 100%, а её прирост составил 20%. Кроме этого проводилось реформирование структуры управления перевозочного процесса. В ОАО «РЖД» сформирован блок координации перевозочного процесса.

С 30.12.2010 все железные дороги начали работать в условиях безотделенческой структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: