Изменения в игре детей за последние 20 лет

Постмодернизм. Традиционная сюжетно-ролевая игра уходит из детства.

1.Размываются возрастные границы.С одной стороны ребенок начинает рассматриваться как маленький взрослый. А взрослый имеет право ощущать себя ребенком. На ребенка проецируются взрослые нормы деятельности и жизни, а на взрослого- детские. Кидалтс – ребенок-взрослый. (новый термин)Взрослые одеваются и ведут себя как дети. Детям предлагаются совершенно взрослые нормы поведения(раннее обучение, компьютер, преподавание права.

Размыта грань между игрой детей и игрой взрослых. Игра уходит из детского возраста во взрослый. Взрослые играют также много, как и дети, в те же игры, что и дети.

2.раньше дети играли на улицах и во дворах. В настоящее время это невозможо.

3. раньше детская игра возникала спонтанно и организовывалась самими детьми. Сейчас традиционная игра есть только в специальных учреждениях, где она проводится под руководством взрослого.

4.В традиционной науке были выделены определенные виды игр: режиссерская, ролевая, драматизация, по правилам. Сейчас границы между ними размыты.Они все перемешаны, запутаны.

5. семейное воспитание становится все более гибким и разнообразным. Если родитель не хочет или не умеет играть, то это его право. Спонтанные детские игры вытесняются видео, компьютерными играми.

6. Игра в традиционном смысле существует только в провинции, в деревнях, (Игра сохранилась в странах третьего мира!) и в специальных условиях. Игра ушла в профессиональные сферы, ее можно найти только в детских садах, игра ушла в воспитание детей с особыми нуждами. Кому действительно нужна игра- так это детям с нарушениями развития.

Массмедиа вытесняют игру, дети больше времени проводят перед экраном за просмотром фильмов и мультфильмов, за компьютерными играми, за занятиями.

7.Дошкольный возраст стал рассматриваться как период подготовки детей к школе.причем эта подготовка рассматривается как раннее обучение ребенка школьным навыкам: чтению, счету, письму, иностранному языку. Именно в этом родители видят свою главную задачу- как можно раньше передать детям учебные навыки. Родители ищут именно такие детские сады и детские центры. А учение не может быть такой свободной и спонтанной деятельностью дошкольника. Есть определенные возрастные особенности, которые не может отменить ни один технический прогресс. Возраст ребенка диктует определенные формы детской деятельности. Свободная и самостоятельная деятельность у дошкольника концентрируется вокруг игры. Это может быть рисование, конструирование, которые включены в игру, особенно в начале ее развития.(ребенок строит понарошку)Психическое развитие дошкольника не может проходить в процессе усвоения школьных навыков. Чтение и письмо-это простые учебные навыки, место которым в младшем школьном возрасте.Ребенок, научившийся читать в 3 года не находится в более выигрышной ситуации. Это не значит, что он будет любить читать, что он понимает, что он читает.Не означает, что этот ребенок будет лучше учиться. Это – полные иллюзии. Более того, такое раннее обучение ребенка шк. навыкам тормозит реальную готовность ребенка к школе.

8.Утрачена ценность игры. Родители не понимают, зачем нужно играть с ребенком.Игра считается забавой и ненужной роскошью.

Все эти факторы приводят к тому, что уровень игры у детей катастрофически падает! Тот уровень игры, который свойственен детям 3 лет, повально у детей 5-6 лет!

Начало сюжетно-ролевой игры- это действия с предметами, эти действия должны соответствовать взрослой логике»: дети без конца готовят обед, крутят баранку. Роль возникает сначала как побочный результат этих действий: если я кручу баранку, то я шофер, если я готовлю обед, то я мама. На начальном этапе игры центр-это игровые действия. Дальше игра развивается и ее суть – в отношениях. Нужно не просто варить обед, а кого-то накормить и тем самым выразить свое отношение к своему ребенку. Не просто делать укол кому- попало, а кого-то вылечить. Суть игры- сделать что-то нужное для других людей. дальше, главной составляющей детской игры становится соблюдение человеческих норм. Ребенок стремиться сделать как правильно, как принято.Вот такая естественная логика развития детской игры.

В настоящих условиях она абсолютно нарушена! Игра до 5-6 летнего возраста остается на уровне самом примитивном, на уровне игры-действия. Игры – отношения достигают только 10-15 % 5-6 летних. Лепят куличики, едут на машине- для чего, почему, кто ты сам во всем этом? Такой уровень развития игры не может вести за собой развитие ребенка. Все новообразования, возникающие в игре, не складываются у детей. У детей сильно страдает произвольность. Они не могут контролировать свои импульсы, не могут организовать свою деятельность. Когда эти дети остаются без жесткого диктата со стороны взрослого, то они не знают, чем себя занять. начинается хаотическая беготня и крики или они включают телевизор и смотрят его. Второй вариант значительно чаще. невозможность занять себя и направить в позитивное русло- это беда сегодняшних детей.

Последствия такой ситуации: в школьном возрасте дети играют, носят с собой игрушки, разговаривают с ними. Дошкольная пора приходит после 7 лет! Практически все школьники постоянно играют. недоигранность сдвигает этот возраст в совершенно другой период.

Стремясь подготовить ребенка к школе и сделать его более развитым, опередить возрастную норму развития приводит к явной задержке этого развития и к инфантилизации школьников. Корни этих проблем в дошкольном возрасте, который не был прожит как нужно, в соответствии с законами психического развития. Никакие игровые средства обучения, никакие игровые технологии не компенсируют творческой, воображаемой сюжетно-ролевой игры, в которой есть другой я, другие предметы, воображаемый мир.

В педагогической лит-ре очень часто употребляется термин «игра», но речь идет об игровых технологиях или об игровых средствах обучения. Но эти понятия чрезвычайно далеки от детской игры! Если на занятии есть зайка или мишка, то это почему-то считается игрой. Это- игровые приемы и их традиционной дошкольной педагогике много, а настоящей игры нет! Но должно быть полноценное проживание этого возраста.

Враг игры ребенка - большое количество игрушек! В средней статистической шведской семье у ребенка 500 игрушек. С таким количеством игрушек играть невозможно.

Меры по сохранению игры

Принимается новый образовательный стандарт для дошкольников, в нем уделяется время для игры. Но воспитатели разучились играть: принимать на себя роли, создавать воображаемые ситуации и это тоже проблема. Играть с ребенком не так и просто, нужна креативность, артистизм, умение понимать ребенка. Кроме времени, пространства для игры и подготовленных педагогов еще нужны и правильные игрушки. Дидактические интерактивные, экзотические игрушки не подходят для игры.

Разъяснение родителям, что развитие ребенка происходит не тогда, когда он учится, а тогда, когда играет.

Влияние игрушек на агрессивность детей

Игрушки часто очень страшные, оформлены в виде убийц, уничтожителей, разрушителей,а игры для детей содержат много кровавых сцен. (набор для дошкольника «кровавый убийца», «Познавательная Игра в доктора» предлагает ребенку пинцетом вытащить из пациента его внутренние органы печень, почки)

На агрессивность детей сильнее всего влияют предметы оперирования: оружие(кинжалы, ножи, пистолеты), орудия. А вот те же солдатики значительно меньше отражаются на детской агрессивности.

Важно также, сколько времени ребенок играет с такими игрушками и в эти игры, как он играет, что помимо этих игр он делает. Какую часть его игрушек составляют агрессивные игрушки.Очень опасно, если ребенок играет только с такими игрушками.

Базовые человеческие ценности в игре не должны игнорироваться!

Среди исследователей ответ на этот вопрос не определен.Агрессивный эффект от агрессивных игрушек может быть отсроченным, может проявиться в подростковом возрасте.

Рынок игрушек

В настоящее время наблюдается острое противоречие между производителями игрушек, для которых главное- это коммерческий успех и носителями ценности детского развития (педагогами, психологами), которые говорят, что игрушка должна быть мирной, гумманистичной, простой. Производители игрушек стремятся сделать их как можно более технологизированными, начиненными всякими техническими достижениями, по возможности страшными, чтобы они бросались в глаза и привлекали внимание. И взрослые, и дети привыкают к таким игрушкам, спокойные, простые игрушки их уже не волнуют и не интересуют.Им нужны монстры, покемоны, киборги, биониклы. Чем игрушки страшнее, тем они лучше покупаются.

Для того, чтобы их изделия были востребованы и покупаемы, производители таких игрушек предпринимают целый ряд очень эффективных коммерческих ходов.прежде всего, это создание брендов, таких брендов, которые универсальны для всего мира. Эти бренды десятилетиями не исчезают, «вечно зеленые бренды» Микки Маус, Человек-Паук, Барби.

Следующий ход- это создание серийных игрушек (Много разных Барби). На каждой игрушке будет призыв: купи следующую. Купи нас всех! Игра подменяется коллекционированием. Коллекционирование прослеживается и в машинках, и в куклах, и в петсах- животные с большими головами сейчас появились. То есть нужно купить как можно больше игрушек и как можно скорее.

Все эти бренды берутся из массмедиа(телевизор, комп, герои мультфильмов, фильмов и др). Они завоевывают покупателя не своей привлекательностью, а тем, что их много и часто показывают. Эти герои перетекают в игрушку часто со смещением возрастных границ. Н-р, человек-паук – это герой со сверестественными способностями, понятный для подростков. Но это любимая игрушка для детей от 3 лет. Способности героя, конечно, не осознаются и воспринимается ребенком как обычный человек. Ничего нечеловеского дети в нем не видят, для них это реалистичный герой. Дети хотят быть человеком-пауком, на основе этой игрушке они участся самоидентификации.

Монополизм на рынке игрушек ярко выражен. 75% мировой игровой продукции принадлежит 3% фирм – гигантам, монополистам в производстве игрушек(Lego, Mattel (Барби), Hasbro, Ravensburger - хорошая фирма.У них у всех есть продукция и ничего, и очень хорошая)

В связи с конфронтацией игрушек возникает вопрос об экспертизе игрушек, о том, как выбирать игрушки, на какие признаки ориентироваться. В РФ осуществляется только гигиеническая экспертиза игрушек. Необходима психоло- педагогическая экспертиза игрушек.

Во Франции есть экспертиза игрушек, которую осуществляют сами производители. Эта экспертиза зависима.

Доктор Тойс – ассоциация экспертизы игрушек в США

В России в стенах РГППУ в 2005 году была организована лаборатория, которая сейчас организована в МППЦ экспертизы игр, игрушек, книг и медиа для детей.

Шпильгут- ассоциация в Германии, которая занимается экспертизой игрушек.

Шпильгут включает в себя специалистов разных специальностей: педагоги, психологи, врачи, конструкторы, дизайнеры, технологи, химики – всего 40 человек.

Критерии Шпиль гут:

  1. Игрушка должна побуждать фантазию ребенка (говорящая кукла никогда не скажет то, что в ее уста может вложить ребенок)
  2. Разнообразие игровых возможностей. Чем разнообразнее игровые возможности игрушки, тем интереснее и увлекательнее с ней играть
  3. Игрушка должна отображать повседневный опыт ребенка
  4. Размер игрушки (огромные игрушки не пригодны для сюжетной игры)
  5. Численность элементов одной игрушки (много разных строительных кубиков, много элементов в ж/д, много аксессуаров у одной куклы)
  6. Материал, износоустойчивость, добротность игрушки и ее ремонтопригодность
  7. Конструкция и механика игрушки (если они есть в игрушке: машинка, подъемный кран)
  8. Форма и цвет игрушки: слишком яркие и пестрые игрушки мешают восприятию их формы (слишком яркий конструктор, розовый тигр)
  9. Безопасность игрушки
  10. Экологичность игрушки (и пр-во, и отходы, и условия труда рабочих)
  11. Цена игрушки (соотношение цены к ее игровым возможностям и долговечности)

То есть по этим критериям игрушка оценивается со всех сторон.

Игрушка обязательно оценивается самими детьми! Она передается в семью и дети играют с игрушками. Отслеживаются все реакции ребенка! Выясняется. В каком возрасте можно эту игрушку использовать.

1) побуждать фантазию ребенка
2) разнообразие игровых возможностей
3)отражать повседневный опыт
4)размер игрушки
5)численность элементов одной игрушки
6)материал, износоустойчивость
7)конструкция, механика игрушки
8)форма и цвет
9)безопасность игрушки
10)экологичность
11)цена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: