Учебно-методические материалы для изучения темы № 20:«Природные ресурсы Земли. Техногенные изменения геологической среды»

Задание для самостоятельной работы

В качестве самостоятельного задания предусматривается выполнение двух контрольных работ № 7 и 8 – это построение геологических карт и разрезов. При выполнении самостоятельной работы необходимо также дать ответы на следующие вопросы:

1. Какие основные структурные элементы земной коры можно выделить в настоящее время?

2. В чем разница в строении земной коры основных структурных элементов?

3. Каковы основные особенности структуры платформ?

4. Какой магматизм типичен для платформ?

5. Какие структурные элементы выделяются на платформах и в пределах горно-складчатых областей?

6. Что такое геосинклиналь?

7. Чем отличается эв- и миогеосинклинали?

8. Что такое передовые прогибы и когда они возникают?

9. Как сформировались складчатые области?

Дополнительная литература:

1. Короновский, Н.В. Основы геологии. / Н.В. Короновский, А.Ф. Якушова. – М., 1991.

2. Сорохтин, О.Г. Глобальная эволюция Земли. / О.Г. Сорохтин, С.А. Ушаков – М., 1991.

3. Хаин, В.Е. Основные проблемы современной геологии (геология на пороге XXI века). – М., 1995.

4. Хаин, В.Е. Общая геотектоника. / В.Е. Хаин, А.Е. Михайлов. – М., 1985.

Природные ресурсы Земли подразделяются на энергетические и минеральные. Энергетические ресурсы включают горючие полезные ископаемые – нефть, природный газ, уголь, горючие сланцы и битуминозные песчаники, а также ядерное топливо и негорючие источники энергии – солнечную и геотермальную. К минеральному сырью относятся руды металлов и многие неметаллические минералы и горные породы.

На лекции по данной теме будут освещены следующие разделы:

1. Минеральные и энергетические ресурсы.

2. Техногенные изменения окружающей среды.

3. Проблемы загрязнения окружающей среды при добыче и транспортировке полезных ископаемых.

Вопросы для обсуждения на семинарах:

На семинарских занятиях предлагается обсудить следующие разделы темы:

1. Геология рудных районов Мурманской области.

2. Состояние, проблемы, тенденции и перспективы горнорудной отрасли.

Задание для самостоятельной работы:

При выполнении самостоятельной работы необходимо законспектировать главы из следующих основных источников [1], глава 21; [6], главы 3-5; [11], глава 25;[16], глава 5 и дать ответы на следующие вопросы:

1. На какие группы разделяются природные ресурсы Земли?

2. Какие стадии различаются в процессе образования нефти?

3. Что такое «материнские» и вмещающие породы?

4. Какие существуют коллекторы и ловушки нефти?

5. Какие проблемы возникают при различных способах добычи угля?

6. Как используется геотермальная энергия?

7. Каким образом возникает руда и чем она отличается от пустой породы?

8. Какие ресурсы являются невозобновляемыми, а какие являются возобновляемыми?

9. В чем заключаются проблемы загрязнения окружающей среды при разведке и добыче полезных ископаемых?

Дополнительная литература:

1. Вахромеев, С.А. Месторождения полезных ископаемых. – М., 1979.

2. Еремин, Н.И. Неметаллические полезные ископаемые. – М., 1991.

3. Романович, И.Ф. Месторождения неметаллических полезных ископаемых. – М., 1986.

4. Старостин, В.И. Геология полезных ископаемых. / В.И. Старостин, П.А. Игнатов. – М., 1997.

5. Шило, Н.А. Основы учения о россыпях. – М., 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: