Консолидация.
Инкорпорация.
Учет нормативных актов.
I, Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.
Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.
Самостоятельными формами систематизации являются:
ü учет;
ü инкорпорация;
ü консолидация;
ü кодификация.
2. Учетом нормативных актов называются сбор действующих нормативных; актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.
В России учету подлежат:
ü федеральные конституционные законы;
ü федеральные законы;
ü нормативные указы Президента РФ;
ü нормативные акты Правительства РФ;
ü акты федеральных органов исполнительной власти;
|
|
ü законы субъектов РФ;
ü акты соответствующих органов местного самоуправления;
ü нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; 1
ü постановления Конституционного Суда РФ.
Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство. Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:
ü журнальный учет;
ü картотечный учет;
ü поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;
ü автоматизированный учет.
Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.
Наиболее удобная форма журнального учета - тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).
При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов.
Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам. При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения. Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-правовых актов.
Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера). В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".
|
|
3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства. Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законание Свода законмперии 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг. Инкорпорация может быть:
ü официальной (своды законов государства и т. д.);
ü полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);
ü неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.). Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.
4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.
Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.
5. Кодификация - коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного ВЁ содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).
Акт, возникший в результате кодификации:
ü охватывает обширную сферу, однородных отношений;
ü имеет важное значение для всего общества;
ü стабилен и действует длительное время;
ü значителен по объему;
ü имеет сложную структуру;
ü является единым и внутренне логичным документом.
Формами кодифицированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства - акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.
В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.
Кодекс - сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.
Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.). По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединституты регулируемой отрасли права.
Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые в деятельности (воинскую службу и др.). Устав - сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).
Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют определенный род деятельности.
ВОПРОС 66. Пределы действия нормативно-правовых актов