Кодификация. Учет нормативных актов

Консолидация.

Инкорпорация.

Учет нормативных актов.

I, Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.

Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развива­ется, не отстает от развития общества.

Самостоятельными формами систематизации являются:

ü учет;

ü инкорпорация;

ü консолидация;

ü кодификация.

2. Учетом нормативных актов называются сбор действующих нормативных; актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

В России учету подлежат:

ü федеральные конституционные законы;

ü федеральные законы;

ü нормативные указы Президента РФ;

ü нормативные акты Правительства РФ;

ü акты федеральных органов исполнительной власти;

ü законы субъектов РФ;

ü акты соответствующих органов местного самоуправления;

ü нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ; 1

ü постановления Конституционного Суда РФ.

Основными принципами учета нормативных актов являются его полно­та, достоверность, удобство. Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:

ü журнальный учет;

ü картотечный учет;

ü поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;

ü автоматизированный учет.

Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.

Наиболее удобная форма журнального учета - тематико-предметная (акты систематизируются по отраслям права).

При картотечном учете его главной формой ведения является созда­ние системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативно-правовых актов.

Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному и предметно-отраслевому принципам. При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении в соответствующие карточки вносятся изменения. Поддержание нормативно-правовых актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативно-правовых актов.

Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера). В России пользуются популярностью такие компьютерные информаци­онно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".

3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правовых актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства. Наиболее значительными примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законание Свода законмперии 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 - 1970 гг. Инкорпорация может быть:

ü официальной (своды законов государства и т. д.);

ü полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств);

ü неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.). Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулиро­вания нормативных актов.

Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

5. Кодификация - коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного ВЁ содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

Акт, возникший в результате кодификации:

ü охватывает обширную сферу, однородных отношений;

ü имеет важное значение для всего общества;

ü стабилен и действует длительное время;

ü значителен по объему;

ü имеет сложную структуру;

ü является единым и внутренне логичным документом.

Формами кодифицированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства - акт федерального уровня, который содер­жит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов феде­рации.

В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.

Кодекс - сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.

Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.). По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединституты регулиру­емой отрасли права.

Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые в деятельности (воинскую службу и др.). Устав - сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).

Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют опреде­ленный род деятельности.

ВОПРОС 66. Пределы действия нормативно-правовых актов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: