Источники права. IХ-ХI веках во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е

ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ

IХ-ХI веках во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания.

1) Происходит замена племенных обычаев местными обычаями - кутюмами. В период феодальной раздробленности государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы.

По характеру источников права средневековая Франция распадалась на 2 большие области - север и юг приблизительной границей между которыми является река Луара.

На севере Франции преобладало неписаное обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII вв., так или иначе приспособляемые к феодальным отношениям.

2) На юге страны, где экономические отношения были более развиты, чем на севере, утверждалось видоизмененное римское право, приведенное в соответствие с местными условиями.

Соответственно с этим:

- юг называли страной писаного права,

- а север - страной обычного права.

3) В течении XII столетия во Франции появляется немалое число собственных правовых компиляций. Составлялись они частными лицами и потому имели, главным образом, справочный характер.

4) Начиная с XIV в. все большее значение приобретают такие источники права, как

- закон,

- королевское распоряжение (ордонансы)

- решения высших судов,

- ассизы, решения, изданные собранием крупных феодалов.

5) Особое развитие и значение во Франции получило городское право.

6) Каноническое право регулировало брачно-семейные отношения, наследственное право, уголовное и процессуальное.

Особое развитие в феодальной Франции получили институты цивильного права: вещное право, обязательственное право, брачно-семейное право.

7) В период формирования централизованного государства сословно представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов.

Людовик IХ предписал своих бальи создать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент.

В 1453 г. Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, т.е. обычаев, действие которых распространялось на большой территории.

В период абсолютной монархии при Людовике ХIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей и всякое изменение обычаев или введение новых обычаев могло иметь место только по указу короля. Известны несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке. Так, королевский бальи и сенешал Филипп де Бомануар составил «Кутюмы Бовези» (1282), охватывавшие обычаи сенешалов Франции. В 1389 г. бальи Жак Д’Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции».

Однако сборники кутюмов, составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикуляристский характер.

В более позднее время, в XVII столетии, во Франции издаются систематические собрания законов вроде Торгового или Морского кодексов, а также более известного Большого ордонанса 1670 г., кодифицировавшего процессуальное право.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: