Сельское хозяйство. После Батыева погрома, который современники сравнивали со все­ленской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ

Top

После Батыева погрома, который современники сравнивали со все­ленской катастрофой, Русь начинает восстанавливать свои силы. Наи­более интенсивно этот процесс проходил на северо-востоке бывшей Киевской Руси – в землях Владимиро-Суздальского княжества.

В XIII-XV вв. наблюдался рост населения в междуречье Оки и Вол­ги. Эти территории находились сравнительно далеко от очагов монголо- татарской агрессии и были прикрыты окраинными южными и юго- восточными русскими землями от Золотой Орды. Приток населения шел с юга, где была постоянная опасность со стороны монголо-татар, и с северо-запада, подвергавшегося давлению Литвы и Ордена.

Top

Top

Восстановление производительных сип и их дальнейшее развитие происходили быстрее в области сельскохозяйст­венного производства: увеличивались площади пахотных земель, совер­шенствовались приемы обработки почвы, все более распространялось трехполье, хотя сохранялись еще подсека и перелог. Шире стали при­меняться металлические орудия труда – соха с железными наконечни­ками и плуг. Землю стали удобрять навозом. Дальнейшее развитие и распространение получили скотоводство, рыболовство, охота. Расшири­лось огородничество и садоводство. Наметился переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Главным в социальном развитии в XIV-XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его фор­мой была вотчина, т.е., как уже говорилось выше, земля, принадлежав­шая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь.

Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а так­же иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение полу­чило название условного, служилого или поместного. Дворяне, состав­лявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова “поместье” дво­рян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался дого­вором.

С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего гос­подства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви – десятина – выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладе­ние и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от зе­мель светских феодалов земли монастырей не делились между наслед­никами, как это было после смерти светского землевладельца.

Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий мона­стырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321-1391) в 70 кило­метрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Располо­женный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Уче­ники и последователи великого Сергия в XIV-XV вв. построили около 100 монастырей общежитийного типа, т.е. на основе совместного владе­ния хозяйством и коллективистской организации жизни обители.

Крестьянская колонизация шла на новом месте. Власть оказывала “помощь” “новоприходцам”. Князья выдавали феодалам грамоты, где оговаривались льготы для их крестьян на 5-15 лет, пока не будет ос­воена полученная земля. Прикрепление к земле и переход их под юрис­дикцию феодалов как бы уравнивали в правах почти все земледельче­ское население. Этот процесс нашел отражение в исчезновении многих старых терминов, обозначавших формы социальной зависимости (“смерды”, “закупы”, “изгои”, “люди” и т.п.). В XIV в. появился новый термин – “крестьяне”, ставший названием угнетенного класса русского общества. Наряду с трудом зависимого крестьянства до начала XVIII в. применялся труд холопов.

Кроме частного феодального землевладения (княжеской, боярской, монастырской вотчины, поместья) существовало, особенно на окраинах страны, значительное число крестьянских общин – “черных” земель, плативших подати в казну. Феодалом по отношению к этим крестьянам, как считают многие историки, выступало государство.

Top


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: