Где женщины почитаются, там боги радуются; но где они не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны.
Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства.
Безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браков, достойной осуждения - от достойных осуждения, поэтому надо избегать (форм брака), достойных осуждения.
Для целующего шудрянку, для оскверненного (ее) дыханием, а также для породившего от нее потомство не предписывается искупления.
Брахман, возведя шудрянку на ложе, (после смерти) низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.
Дважды рожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры.
Ни в одном сказании не упоминается жена-шудрянка у брахмана или кшатрия, даже у находящихся в крайних обстоятельствах.
|
|
При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн). 13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны).
Не следует брать в жены девушку рыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, слишком волосатую, болтливую, красноглазую...
Омывшись с позволения гуру, исполнив, согласно правилу обряд возвращения домой, дважды рожденному надо взять жену одной с ним варны...
Глава III
Почитанием матери он достигает этого мира, почитанием отца среднего, послушанием гуру - мира Брахмы.
Те тяготы, которые переносят родители при рождении людей, не могут быть вознаграждены даже за сотни лет.
Учитель, отец, мать и старший брат не должны быть презираемы даже обиженным, особенно брахманом.
Природа женщин в этом мире вредоносна для мужчин; по этой причине мудрые остерегаются женщин.
Где злословят (по адресу) гуру или осуждают его, там (учеником) должны быть закрыты уши или при этом нужно уйти в другое место.
Под священным откровением разумеется Веда, а под священным преданием - шастры, (содержащие предписания) дхармы; эти оба во всех делах не должны быть оспариваемы, так как дхарма возникла от них.
Корень дхармы - вся Веда священное предание и поведение знающих (Веду), а также поведение добродетельных людей и самоудовлетворение.
|
|
Глава II
Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшия.
Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
1. "Узнайте ту дхарму, которая одобрена сердцем, которой следуют ученые, добродетельные, свободные от ненависти и страстей".
7. Какой закон для кого ни был" бы объявлен Ману, он весь изложен в Веде, ибо он (был) всезнающ.
246. Следует преподнести угодное гуру: поле, золото, корову, лошадь, зонтик, в крайнем случае - обувь, зерно, одежды или зелень.