История отечественного государства и права Часть I 25 страница

Важное значение имело провозглашение в уголовно-процессуальном праве презумпции невиновности, согласно которой любое лицо считалось невиновным до тех пор, пока его виновность не будет уста­новлена приговором суда. Серьезные изменения произошли в дока­зательственном праве. Отменялась система формальных доказа­тельств, характерных для феодального права. На смену формальным доказательствам пришла буржуазная система свободной оценки до­казательств по внутреннему убеждению судей.

Подробно регламентировался в законодательстве порядок рас­смотрения уголовных дел окружными судами с участием присяжных.

Царизм очень скоро пришел к выводу, что гласность и другие де­мократические принципы уголовного процесса противоречат инте­ресам самодержавия. Однако не увенчались успехом попытки реакционных помещичьих кругов добиться отмены судебных уставов 1864 г. Правительство пошло по пути ограничения применения на­иболее демократических институтов уголовно-процессуального пра­ва. Кроме того, широко применялась внесудебная репрессия. Особое совещание при министерстве внутренних дел лиц, неблагонадежных с точки зрения самодержавия, ссылало в административном порядке без судебной процедуры. 14 августа 1881 г. Кабинет министров при­нял Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия. В местностях, объявленных на положе­нии чрезвычайной или усиленной охраны, полиция и жандармерия получили право арестовывать лиц, внушавших подозрение в причаст­ности к совершению государственных преступлений или в принад­лежности к противоправительственным обществам. Арест осущест­влялся по подозрению, а не на основании имевшихся доказательств. Министр внутренних дел мог применить административную ссылку в Сибирь сроком до пяти лет. Право ареста в административном по­рядке предоставлялось также генерал-губернаторам и губернаторам.

Положение от 14 августа 1881 г. вступило в действие временно (сроком на три года). Затем оно все время возобновлялось и стало одним из постоянных законов Российской империи вплоть до свер­жения самодержавия.

* * *

Вторая половина XIX в. знаменуется существенными изменения­ми в общественном и государственном строе. Реформа 1861 г., осво­бодив и ограбив крестьян, открыла дорогу развитию капитализма в городе, хотя и поставила на его пути определенные препоны. Кресть­янин получил земли ровно столько, чтобы она привязывала его к де­ревне, сдерживала отток рабочей силы, нужной помещикам, в город. Вместе с тем надельной земли крестьянину не хватало, и он вынужден был идти в новую кабалу к прежнему барину. Общинная организа­ция деревни несколько притормаживала ее классовую дифференциа­цию и с помощью круговой поруки обеспечивала взыскание выкуп­ных платежей. Новая классовая структура общества, где все большее значение приобретали противоречия между рабочими и капиталис­тами, складывалась в рамках старого сословного строя.

Развитие базиса не могло не оказать влияния на надстройку. Рос­сия делает решительный шаг по пути превращения феодальной мо­нархии в буржуазную. Это проявляется преимущественно в среднем и низшем звеньях государственного механизма, где земская и городс­кая реформы допускают буржуазию к управлению. Судебная рефор­ма проводит довольно последовательно буржуазные принципы судо­устройства и процесса. Военная реформа вводит всесословную все­общую воинскую обязанность. Вместе с тем либеральные мечты о кон­ституции остаются только мечтами, а надежды земских деятелей на увенчание системы земств всероссийскими органами встречают ре­шительное сопротивление царизма.

В развитии права заметны также определенные сдвиги, хотя и менее крупные. Земская и городская, а также судебная реформы при­вели к существенному развитию такой подотрасли права, как изби­рательное право. Крестьянская реформа резко расширила круг граж­данских прав крестьянина, его гражданскую правоспособность. Су­дебная реформа принципиально изменила процессуальное право России.

Оценка предпосылок реформ, особенно крестьянской, в науке спорна. В советской историографии традиционным было подчерки­вание революционной ситуации как одной из важнейших причин под­готовки и проведения этих реформ. Однако имел место и другой взгляд. Было высказано предположение, что Александр II переоце­нил угрозу революции, испугался ее призрака.

Так или иначе, но крестьянские волнения, конечно, воздейство­вали на правящие круги и побуждали их идти на уступки. Правда, и после начала реформы волнения продолжались с новой силой, по­скольку крестьяне ждали от царя совсем иного. Крестьянская рефор­ма в определенной мере разрядила обстановку, но вместе с тем до­полнила старые противоречия новыми. Все это в следующий период приведет к громадным потрясениям.

Глава 18. Государство и право в период первой российской революции и после нее

§ 1. Первая российская революция и ее последствия

В конце XIX — начале XX в. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходивше­го в стране в пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе.

По степени концентрации и централизации промышленного про­изводства Россия в начале XX в. достигла первого места в мире. Она пытается вывозить капитал в другие страны, например в Индию, Иран. Россия вступает в борьбу за рынки и сферы влияния.

Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышлен­ности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание капиталистических противоречий с неустранен­ными до конца феодальными привело к революции 1905 — 1907 гг., буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим силам.

Революция в случае ее победы должна была решить следующие основные задачи: свержение самодержавия, установление демокра­тической республики, ликвидацию помещичьего землевладения, вве­дение 8-часового рабочего дня, проведение демократических преоб­разований в стране (установление выборности государственных ор­ганов, обеспечение прав и свобод граждан и т.д.).

Революция началась с событий 9 января 1905 г. На зверства само­державия пролетариат ответил волной забастовок и демонстраций по всей стране, а также вооруженными выступлениями в отдельных районах. Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая политическая стачка на время парализовала дея­тельность государственных органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. в Москве и некоторых других городах вспыхнули вооружен­ные восстания трудящихся масс.

В ходе революции 1905 — 1907 гг. возникает принципиально но­вая форма организации трудящихся — Советы, которьм было суж­дено политическое будущее. Родившись как органы руководства стач­кой, Советы рабочих депутатов переросли в штабы вооруженного вос­стания. Они стали и зародышем новой власти. Советы явочным по­рядком вводили (при благоприятном соотношении сил) 8-часовой ра­бочий день на предприятиях, проводили изъятия денежных средств на нужды революции, решали различные-государственные и хозяй­ственные вопросы в пределах той территории, которую они контро­лировали, создавали отряды рабочей милиции, обеспечивавшие ре­волюционный порядок.

Советы рабочих депутатов возникли в результате революцион­ного творчества трудящихся. Эта была форма организации власти, открытая непосредственно самими массами. Практическое значение Советов в разных районах страны было, однако, различным. Среди них были такие, которые выступали в качестве подлинных руководи­телей восстания. К ним относился Московский Совет рабочих депу­татов, проделавший большую работу по организации вооруженной борьбы рабочих с царизмом. Однако были и другие советы. Так, Пе­тербургский Совет рабочих депутатов, оказавшись под влиянием оп­портунистов, не смог обеспечить действенную помощь московским рабочим, сражавшимся с правительственными войсками в декабре 1905 г.

Важное место в первой российской революции занимал крестьян­ский вопрос, вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения и остатков крепостничества. В ходе ре­волюции начал складываться союз рабочего класса и крестьянства. Руководящая роль в нем принадлежала пролетариату. Однако в 1905 — 1907 гг. этот союз не достиг достаточной прочности.

Главной ударной силой первой российской революции являлся русский пролетариат, но активное участие в революции принимал так­же рабочий класс Баку, Варшавы, Киева, Риги и других промышлен­ных центров национальных районов России. В революции участво­вало и нерусское крестьянство, боровшееся против царизма.

Движущие силы первой российской революции предопределили формы и методы развернувшейся в ходе нее борьбы. Эта революция была буржуазно-демократической по своему содержанию, но по фор­мам и методам она оказалась специфически пролетарской.*

* См.: Васильева Н. И., Гальперин Г. Б., Королев А. И. Первая российская революция и самодержавие. Л., 1975. С. 11.

§ 2. Общественный строй

Общественный строй России определялся уже отмеченным пере­ходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными фео­дальными пережитками, преимущественно в деревне, главным из ко­торых являлось помещичье землевладение. Определенная часть по­мещиков перевела свое хозяйство на рельсы капитализма, однако многие использовали старые формы эксплуатации, конечно, в той мере, в какой это было возможно после освобождения крестьян.

Применение отсталых методов ведения хозяйства не позволяло помещикам получать высокие доходы. Они вынуждены были по-прежнему закладывать свои земли, фонд дворянских земель неуклон­но сокращался.

Царское правительство принимало меры к сохранению крупного частного землевладения. Оно установило особый режим для земель, которыми владели наиболее знатные и богатые помещики. Законо­дательство ограничивало передачу в другие руки или дробление этих земель.

В результате развития капиталистических отношений в России продолжают значительно усиливаться экономические позиции бур­жуазии. Однако пережитки феодально-крепостнических отношений тормозят рост производительных сил, мешают предпринимательской деятельности буржуазии, которой необходимы свободные земли для строительства фабрик, заводов, железных дорог, а также требуются лесоматериалы, полезные ископаемые, различное сырье. Отсталость сельского хозяйства отрицательно отражалась на развитии внутрен­него рынка.

Буржуазии все же удавалось приобрести значительную часть зе­мель. Обуржуазивание некоторой части помещиков прежде всего опи­ралось на капиталистическую перестройку самих поместий, ставших поставщиками хлеба на рынок и сельскохозяйственного сырья для промышленных предприятий. Отдельные помещики вкладывали свои капиталы также в промышленные, транспортные и торговые пред­приятия, были держателями акций.

Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс, предпочитала дождаться реформ. Будучи трусливой и непоследовательной, российская буржуазия шла на сделку с цариз­мом, желая его сохранения и вместе с тем вела борьбу за политичес­кую власть.

Самодержавие, отстаивая в целом интересы помещиков, вместе с тем вынуждено было поддерживать и капиталистов, способствуя ка­питалистическому развитию страны. Сама царская семья выступала в качестве крупнейшего феодала и капиталиста. Она обладала гро­мадными землями и различными промышленными предприятиями. Как и в дореформенные времена, трудно было отделить государствен­ное имущество и государеву собственность.

Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906 г.

Председатель Совета министров П.А. Столыпин был известен не только проводимыми им репрессиями. Он не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской ре­формой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен царский указ 9 ноября 1906 г., подго­товленный Столыпиным.

Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массо­вой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержа­вия — кулачества. За образец он взял Германию, где в то время кон­сервативный крестьянин являлся опорой монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще создать. В этом и состоял ос­новной смысл аграрной реформы. Преследовалась и цель отвлечь крестьянство от революционного движения. Путем переселения не­которых крестьян на казенные земли в Сибирь и в другие отдаленные районы хотели также разрядить аграрный кризис в центральных рай­онах России.

Указ 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою личную собственность соот­ветствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Столыпин полагал, что путем разрушения общи­ны удастся создать крепкие кулацкие хозяйства, которые, как прави­ло, выделялись из общины и хозяйствовали обособленно. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благо­приятные условия для образования обособленных кулацких хозяйств. В целом при осуществлении этой реформы не удалось достичь того, что намечалось. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, про­изошло, и в этом прогрессивное значение реформы. Но достаточно широкого размаха оно не получило.

Вместе с тем реформа способствовала процессу расслоения кресть­янства, что привело в конечном счете к обострению классовой борь­бы в деревне. Помещики были недовольны ростом влияния деревенской буржуазии — кулаков. Обострились отношения между кулачеством и остальной массой крестьянства, сопротивлявшегося реформе.

Важную часть реформы составила переселенческая политика. Сто­лыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России, При­балтике, представлявшую собой взрывоопасную силу. Было органи­зовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. На черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские де­ревни. Однако переселение было организовано плохо, что существен­но снизило его результаты.

Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая полити­ческая обстановка обусловили консолидацию и формирование опре­деленных групп общества, трех лагерей. К первому можно отнести правительственный лагерь, который включал в себя царскую семью, придворную знать, чиновников и военных, реакционное духовенст­во, наиболее консервативную часть помещиков-дворян, а также не­которую часть верхушки крупной торгово-промышленной буржуа­зии, основной задачей которых являлось сохранение самодержавно­го строя, пресечение любых попыток внести изменения в обществен­ный и государственный строй. Второй лагерь включал в себя буржу­азию и либеральных помещиков. У него была двуединая задача — предотвратить народную революцию, добиваться умеренной кон­ституционной монархии. Третий лагерь — революционно-демокра­тический. Основной целью его являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. Это движение возглавил пролетариат в союзе с крестьянством.

Каждая из этих основных групп российского общества была пред­ставлена соответствующими политическими партиями, которые ста­ли возникать в начале XX в.

Царизм длительное время препятствовал даже дворянству в со­здании своей политической партии. Особенно он опасался такого шага после восстания декабристов. Однако в начале XX в. обстановка из­менилась. В минуты опасности реакционные помещики сплотились вокруг самодержавия, требуя решительных действий по расправе с революционным движением.

Некое подобие политической партии дворянства было создано в мае 1906 г., когда возникла общероссийская дворянско-помещичья организация под названием «Объединенное дворянство». На соот­ветствующем съезде образовался исполнительный орган. э.той орга­низации — Совет объединенного дворянства. Этот орган избирался сроком на три года. Совет объединенного дворянства оказывал зна­чительное влияние на царя и в целом на политику всего правитель­ственного лагеря.

В годы первой русской революции возникла монархическая по­литическая партия — Союз русского народа, основой которой явля­лись боевые черносотенные организации, создававшиеся для распра­вы с революционерами. Царизм пытался создать видимость того, что сам народ в лице черносотенцев, не дожидаясь правительственных мер, вел борьбу с революционным движением путем организации пог­ромов и убийств. К правительственному лагерю примыкали много­численные организации духовенства во главе с обер-прокурором Свя­тейшего Синода Победоносцевым.

В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это выразилось в движении либеральной земской оппозиции, во главе которой стояли либеральные дворяне — наиболее образо­ванная часть оппозиции, тяготевшая к буржуазии. Земцы были за ка­питалистическое развитие страны, но вместе с тем не посягали на са­модержавие. Они требовали от царизма уступок в виде весьма уме­ренной конституции. Идеалом наиболее левых земцев было установ­ление в России конституционной буржуазной монархии.

Конституционная платформа земцев была опубликована в 1902 г. в нелегальном журнале «Освобождение», издававшемся за границей. Конкретным их требованием был созыв земского собора, которому и надлежало решить конституционные проблемы.

На съезде земских и городских деятелей, который состоялся пос­ле 17 октября 1905 г., произошел раскол. Правое крыло съезда обра­зовало партию октябристов (Союз 17 октября), в которую вошли дель­цы-капиталисты и крупные помещики. Октябристы стремились к тому, чтобы добиться у самодержавия некоторых уступок. Они ста­вили своей целью реализацию обещаний царя, изложенных им в ма­нифесте от 17 октября 1905 г. Видными деятелями партии октябрис­тов были такие крупнейшие богачи, как Родзянко и Гучков.

Несколько более левой (причем больше на словах) была буржуаз­ная конституционно-демократическая партия (кадеты). В нее входи­ли представители преимущественно средней буржуазии. Она также была за то, чтобы добиваться уступок от царизма, не допуская широ­кого революционного движения народных масс. Идеалом кадетов яв­лялось установление в стране конституционной монархии. Наиболее видным деятелем этой партии был Милюков.

Основными движущими силами революционно-демократическо­го лагеря были пролетариат и трудовое крестьянство. На рубеже XX в. возникает социал-демократическая рабочая партия — революцион­ная партия нового типа, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В дальнейшем меньшевики выделились в самостоятель­ную политическую партию, которая являлась выразительницей инте­ресов мелкой буржуазии и занимала непоследовательную позицию в рабочем движении.

В 1901 г. из остатков народнических организаций образуется по­литическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсе­ров). Эта партия отражала в определенной мере интересы крестьян­ства, но в первую очередь его верхушки. В этот период эсеры высту­пали против правительственного лагеря, ставили своей целью рево­люционное свержение самодержавия и установление демократичес­кой республики.

§ 3. Государственный строй

В результате революции 1905 —1907 гг. и после нее Россия сдела­ла еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в бур­жуазную. При этом справедливо считают данный шаг даже более серь­езным, чем тот, что был сделан в эпоху реформ 60 — 70-х годов. Важ­нейшим событием в этом плане явилось создание всероссийского пред­ставительного органа — Государственной думы.

Учреждение Государственной думы. Революционная волна, под­нявшаяся в стране после кровавого воскресенья, заставила царя ис­кать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект закона о создании Государствен­ной думы. 6 августа 1905 г. царь подписал манифест об учреждении булыгинской думы.

В законе о Думе указывалось, что она создается для предвари­тельной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Таким образом, пред­полагалось создание законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету. Отличие Думы от Государственного сове­та было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избранные населением лица.

В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусмат­ривались выборы по трем куриям от землевладельцев, городских жи­телей и крестьян. Рабочие вообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялось помещикам и крупной буржу­азии.

Выборы в булыгинскую думу, однако, не состоялись. Ее бойкоти­ровало подавляющее большинство населения. Народ уступку цариз­ма не принял. Даже либеральную буржуазию она не устраивала.

Революционное движение продолжалось, и царизм был вынуж­ден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы.

Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Госу­дарственного совета, как это тогда полагалось. Против проекта ярост­но выступили наиболее близкие к царю сановники, министр импера­торского двора Фредерикс и др. Однако времени на дебаты и раз­мышления не было. Николай II это прекрасно понимал.

Царизму пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 де­кабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные из­менения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим с целью их успокоить. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.

Для землевладельческой и городской курии устанавливался иму­щественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и сред­ней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных огра­ничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права ра­бочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола. Были и региональные ограничения.

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий —двухстепенные. Вначале выбирались вы­борщики, а затем уже члены Государственной думы.

У рабочих выборы осуществлялись сложнее — там они были трех­степенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятиях — один упол­номоченный от полной тысячи рабочих. Сразу же давалось преиму­щество мелким предприятиям, явно ограничивалось представитель­ство от крупных заводов и фабрик, где был особенно организован­ный пролетариат. Уполномоченные от предприятий выдвигали вы­борщиков, из которых избирались члены Думы.

Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).

Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям. В результате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорские классы. При помощи этой махинации с выборщи­ками голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян, сорока пяти голосам рабочих.

При выборах в I Государственную думу больше всех мест полу­чили кадеты — одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им яв­ное большинство в Думе.

Крайне правые партии — сторонницы самодержавия — потерпе­ли на выборах поражение, их представительство в Думе было незна­чительным.

Представители господствующих кругов при выработке избира­тельного закона находились в заблуждении, полагая, что крестьянст­во является опорой самодержавия (крестьянин верит в царя). В ре­зультате крестьяне получили много мест в Думе. Там образовалась особая фракция трудовиков, которая, выражая интересы крестьянст­ва, часто в Думе вносила законопроекты по аграрному вопросу, до­ставляя большие неприятности правительственному лагерю.

Царизм недолго терпел оппозиционную I Думу, через 72 дня она была досрочно распущена. После проведения выборов во II Думу и начала ее работы обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. Усилившаяся оппозиционность но­вой Думы правительству была явлением неожиданным. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое прояви­ло себя как активный противник правительства, что явно не соот­ветствовало трусливой и непоследовательной природе русской бур­жуазии.

У царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы. Пре­жде всего речь шла о принятии аграрного закона на базе столыпин­ского указа от 9 ноября 1906 г. Создавалось впечатление, что Дума может его не утвердить.

Дума не торопилась также с одобрением государственного бюд­жета, передав его на рассмотрение специальной комиссии, которая могла вынести и отрицательное решение. Самодержавие было заин­тересовано в том, чтобы бюджет утвердила Дума, так как от этого зависело решение вопроса о получении займов от иностранных госу­дарств, а Россия имела большие государственные долги. Правитель­ства иностранных государств придавали большое значение утвержде­нию госбюджета Думой. По этому акту они судили о платежеспособ­ности России, поскольку в Думе сидели представители крупной бур­жуазии.

Во II Думе продолжались различные запросы к правительству и отдельным министрам по поводу злоупотреблений и незаконных дей­ствий должностных лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм не хо­тел. 1 июня 1907 г. председатель Совета министров Столыпин высту­пил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной думы. Он потребовал лишения депутатс­кой неприкосновенности и выдачи правительству 55 членов Думы — депутатов социал-демократической фракции. 16 из них как наиболее изобличенные в заговоре подлежали немедленному аресту.

Дума отказалась решать этот вопрос немедленно и передала его на рассмотрение комиссии, обязав ее дать свое заключение 4 июня. Думе все же не пришлось решать этот вопрос. 3 июня 1907 г. последо­вал высочайший манифест о ее роспуске, члены социал-демократи­ческой фракции были арестованы, преданы суду и осуждены на раз­ные сроки каторги и ссылки. Никакого заговора в действительности, конечно, не было. Осужденные оказались жертвами провокации, ор­ганизованной министерством внутренних дел.

В Манифесте 3 июня 1907 г. выдвигались различные обвинения против Думы и делался вывод, что неуспех Думы объясняется проникновением в ее ряды благодаря несовершенству избирательного закона недостойных лиц.

В нарушение Основных государственных законов 1906 г., запре­щавших царю единолично изменять избирательное право, Нико­лай II принимает новый закон, который еще больше урезал избира­тельные права трудящихся, нерусских народов и др.

Естественно, выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. По новой системе первая курия, где преобладали дворяне-помещики, получила более 51% выборщиков. Крестьяне — самая мно­гочисленная часть населения — получили 22,4%, рабочие — немно­гим более 2%.

При выборах в Ш Думу большое место получили правые, наибо­лее реакционные партии, слабее были представлены октябристы, но все же их роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние по­зиции кадеты. Таким образом, III Дума была по преимуществу чер­носотенной, она стала более послушным орудием самодержавия.

Царь, произведя государственный переворот, продемонстрировал, что он всегда может практически единолично изменить любой закон, игнорируя Думу. Он действовал как абсолютный монарх, который никому не должен давать отчет.

Несмотря на отрицательное отношение крайне правых реакци­онных монархических деятелей к законодательной Государственной думе, царизм все же не решился ликвидировать это учреждение. Про­должающееся революционное и демократическое движение в стране исключало для царизма возможность отказа от Думы, при помощи которой он создавал видимость участия народа в государственной жизни страны.

Тем не менее Дума явилась все-таки законодательным, а не зако­носовещательным органом. Считалось, что ни один закон в государ­стве не мог быть принят без одобрения Думой. Царь сам принимать законы не мог. Он лишь утверждал (или не утверждал) то, что рас­сматривалось Думой.

В законодательстве предусматривалось одно исключение. Царь мог самостоятельно принимать чрезвычайные законы в неотложных случаях, когда были перерывы между заседаниями Думы. Такой чрез­вычайный закон обязательно затем вносился на рассмотрение Думы не позднее чем через два месяца после начала ее заседаний. Если в течение этого времени данный закон не вносился на рассмотрение Думы, то он переставал действовать. Это была определенная лазейка для царизма, и он ею охотно пользовался.

В законе предусматривались некоторые ограничения полномочий Думы. Она не могла рассматривать бюджетные вопросы, связанные с деятельностью военного министерства и министерства императорского двора. Царь не разрешал вторгаться в решение вопросов о рас­ходах на содержание императорской фамилии.

Несмотря на некоторые ограничения, в целом Дума имела солид­ные полномочия, хотя фактически не всегда могла их реализовать.

Царь реорганизовал Государственный совет, наделив его полно­мочиями, которых Совет ранее не имел. Государственный совет стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Думе. Его состав был более реакционным. Половина Совета назначалась царем, другая половина была выборной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: