Методические указания. Семинар 1 (по теме 1–2). Формирование и развитие буржуазного государства в странах англо-саксонской правовой системы в Новое время (2 часа.Для заочной формы

План занятия

Й семестр

Семинар 1 (по теме 1–2). Формирование и развитие буржуазного государства в странах англо-саксонской правовой системы в Новое время (2 часа.Для заочной формы обучения – 1 час)

Цель занятия: Рассмотреть исторические условия становления конституционной монархии в Англии; изучить законы, прецеденты, обычаи, составляющие основу действующей конституции Великобритании. Познакомиться с формированием и развитием буржуазного государства в США в Новое время.

1. Англия в эпоху Нового времени:

а) законодательство Английской буржуазной революции;

б) диктатура О. Кромвеля. «Орудие управления» 1654 г.;

в) «Хабеас корпус акт» 1679 г. и его роль в становлении прав и свобод личности в англосаксонской правовой системе;

г) законодательное оформление конституционной монархии. «Билль о правах» 1689 г. и «Акт об устроении» 1701 г.

2. США в XVIII–XIX вв.:

а) образование США. «Декларация независимости» 1776 г.;

б) Конституция США 1787 г. и ее принципы. «Билль о правах»
1791 г.;

в) Гражданская война 1861–1865 гг. Законодательство и принятие 13-й, 14-й и 15-й поправок к Конституции.

1. По первому вопросу необходимо разобраться в основных причинах, этапах и характере Английской буржуазной революции, выделить и юридически обосновать этапы развития формы государства в Англии в середине – второй половине XVII в. Затем необходимо рассмотреть состав «Долгого парламента», его деление на кавалеров и пуритан, а пуритан —на пресвитериан, левеллеров и индепендентов. Целесообразно рассмотреть основные законодательные документы этого периода: «Петицию о праве» 1628 г., «Трехгодичный акт о парламенте» 1641 г., «Великую ремонстрацию» и др.

Рассматривая сущность диктатуры О. Кромвеля, нужно остановиться на характеристике его личности и социальной базе диктатуры. При анализе такого конституционного документа, как «Орудие управления» 1654 г., следует обратить внимание на процедуру формирования и полномочия парламента, государственного совета и лорда-протектора. Правомерно ли сравнивать властные полномочия лорда-протектора и английского короля до революции?

Третий вопрос посвящен первому в истории юридическому документу, определившему права арестованного. Его изучение необходимо начинать с причин принятия, затем перейти к характеристике основных положений: право арестованного требовать выдачи приказа «хабеас корпус», сроки сообщения об аресте, сроки доставки в суд, полномочия судьи в отношении доставленного к нему арестованного. Нужно рассмотреть также санкции, налагаемые на должностных лиц в случае нарушения закона, а также границы его применения.

Раскрывая четвертый вопрос, необходимо сказать о сущности «Славной революции» и причинах, приведших к принятию «Билля о правах» 1689 г., осветить основные положения этого документа, а затем перейти к вопросу о причинах разработки Закона о престолонаследии 1701 г. Главное внимание при характеристике обоих законов следует уделить установлению верховенства парламента и статьям, вводящим определение политического права и свободы, а также положениям, регулирующим занятие высших должностей в государстве и устанавливающим независимость судей. Какова процедура импичмента в английском праве? Каковы основные принципы английского парламентаризма?

2. В первом вопросе следует выяснить причины и характер войны за независимость. Анализируя «Декларацию независимости», предлагается обратить внимание на обстоятельства ее принятия, раскрыть теоретическую основу и важнейшие буржуазно-демократические идеи (теория естественного права, теория общественного договора, теория народного суверенитета).

Отвечая на поставленный вопрос, прежде всего необходимо выяснить соотношение между «Декларацией независимости» и Конституцией 1787 г., затем раскрыть теоретическую основу и принципы Конституции (показать смысл и содержание принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов, принципа федерализма, республиканизма), наконец, проанализировать структуру, порядок формирования, компетенцию конгресса, ограничения его законодательных полномочий; порядок избрания и полномочия президента, его взаимоотношения с конгрессом, порядок формирования и компетенцию Верховного суда США, его взаимоотношения с конгрессом и президентом, доктрину «конституционного надзора».

Выясняя причины принятия «Билля о правах», обратить внимание на историческую обстановку, сложившуюся с введением в действие Конституции США. Проанализировать основные идеи первых десяти поправок к Конституции США. Почему права и свободы человека сформулированы в данном документе как императивные нормы-запреты, обращенные к различным органам власти?

В последнем вопросе необходимо проанализировать причины войны Севера с Югом. Особо следует остановиться на принятии правительством А. Линкольна «Прокламации об освобождении рабов» и «Акта о гомстедах». В завершение ответа требуется дать характеристику поправок к конституции, последовавших после окончания Гражданской войны. В чём проявлялась в США фактическая и правовая сущность сегрегации?

Рекомендуемая литература

1. Всеобщая история государства и права: в 2 т. Т. 2 / под ред.
В. А. Томсинова. — М.: Зерцало-М, 2002. — С. 3—56, 197—220.

2. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов: в 2 т. Т. 2 / под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. Б. Жидкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. — С. 533—598, 599—643.

3. Саломатин, А. Ю. История государства и права США: конец XVIII – ХIX вв. / А. Ю. Саломатин; под ред. А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2006. — 188 с.

4. Томсинов, В. А. Юридические аспекты английской революции 1640–1660 гг. // Проблемы истории государства и права / отв. ред. проф.
В. А. Томсинов. — М.: Зерцало-М, 2009. — С. 110—167.

5. Федералист // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. Т. 3. — М.: Мысль, 1999. — С.39—60.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. Т. 2. Современное государство и право / сост. и отв. ред.
Н. А. Крашенинникова. — М.: Норма, 2006. — С. 1—55, 182—219.

7. Черниловский, З. М. Всеобщая история государства и права /
З. М. Черниловский. — М.: Юристъ, 1999. — С. 244—268.

Семинар 2 (по темам 3-4). Становление буржуазного государства в странах континентальной Западной Европы (2 часа. Для заочной формы обучения – 1 час).

Цель занятия: Познакомиться с выдающимися памятниками конституционного права стран континентальной Европы на примере Франции и Германии. Выявить общее и особенное в становлении государства стран англосаксонской и континентальной системы права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: