Теории происхождения государств: теологическая, договорная, психологическая, патриархальная, насилия. Их оценка

Основные теории происхождения ставят во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория получила распространение во времена средневековья. основателем считается Фома Аквинский, также Аврелий Августин. В современных условиях эту теорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Жорж Маритен), представители неотомизма (Дабен, Месснер). По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, теория поднимала их престиж, способствовала утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. В 16-18 веках теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство. К тому же теологическая теория не доказуема. так как основана на вере.

Патриархальна теория Наиболее известные представители: Аристотель, Р.Фильмер, Н.К.Михайловский. Эти учёные обосновывают тот факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи приводит в конченом счёте к образованию государства. Таким образом, государство – продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть патриарха – есть продолжение неограниченной власти отца. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они – его дети.

Р. Фильмер в своей работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властителем. Уже современники Фильмера обратили на несуразность многих положений этой работы. Например, из его теории следовало, что монархов должно было быть столько, сколько отцов семей, или в мире должна была существовать 1 монархия. Однако и сейчас нисколько не умаляется первоначальная роль семьи в становлении государства. С одной стороны, появление в ходе неолитической революции больших семей общинников-земледельцев – основного звена раннеклассового общества, с другой – династическое присвоение должностей в первичных городах-государствах – это вполне реальные процессы. Соответственно, эта теория отражала какие-то реальные стороны общественной жизни, но преувеличивала их и придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. Например неверно считать, что все подданные монарха – это его родственники. К тому же, по свидетельствам историков, семья как социальный институт возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения родового строя.

Значительной теорией происхождения государства стала договорная теория, получившая широкое распространение в 17 18 веках. Сторонники: Гроций, Спиноза, Локк, Гоббс, Руссо, Радищев. В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии. Государство- это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за их невыполнение. Так государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, но в свою очередь имеют право на защиту своих прав, свободы, а в случае злоупотребления правителями властью – расторгнуть договор с ним путём свержения.

Договорная теория была крупным шагом в познании государства, порывала с религиозными представлениями, имела глубокое демократическое содержание. Однако отрицательными сторонами являются прежде всего факты отсутствия подобных договоров, а также недооценка в происхождении государства объективных факторов и преувеличение субъективных начал.

Представители психологической теории – Л.Петражицкий, Г.Тард, З.Фрейд связывают появление государства с особым свойством человеческой психики: потребность людей во власти над другими людьми, стремление подчиняться и подражать. Причины происхождения государства заключались в тех способностях, которые первобытный человек предписывал шаманам, колдунам. Их магическая сила, психическая энергия создавали условия для зависимости сознания членов общины от вышеназванной элиты общества. Именно из их власти возникает власть государственная. Вместе с тем существуют люди, которые не согласны с властью. Для удержания в узде подобных психических качеств и возникает государство. Государство по мнению представителей данной теории – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Однако роль психологических свойств личности не следует преувеличивать. В процессе становления государства Они не выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно лишь как моменты государствообразования, так как психика людей формируется под воздействием социально-экономических, военно-политических и иных факторов.

Теория насилия обоснована в трудах Гумпловича, К.Каутского, Е.Дюринга. Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племён другими. Для управления завоёванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. Государство – не итог внутреннего развития общества. а навязанная ему извне сила. С одной стороны, эти факторы не нужно отвергать. Элементы насилия сопровождали возникновение многих государств: древнегерманского, древневенгерского. Но важно помнить, что степень насилия была разная. Поэтому насилие – лишь одна причина возникновения государства и далеко не сама определяющая.

Таким образом, на протяжении всей истории существования государства выдвигаются и развиваются различные теории происхождения государства. Нельзя однозначно сказать. какая из них правильная, а какая нет. Одно можно сказать наверняка – государство сложное и комплексное явление, возникшее не единомоментно, а под воздействием комплекса факторов, в определённых исторических и социальных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: