Теория разделения властей и механизм государства.
Орган государства: понятие, виды и характеристика
Основным элементом механизма государства является орган государства. Это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определённых функций государства и наделённое в этой связи властными полномочиями.
Основные признаки:
1.самостоятельный элемент механизма государства и неотъемлемая часть государственного механизма.
2. действует от имени государства и по его поручению
3. образован и функционирует на основе нпа
4. имеет соответствующую компетенцию и осуществляет её 3 способами: принятие нпа, принятие правоприменительных актов (предписания индивидуального характера), конкретно-организационной деятельностью.
5. состоит из государственных служащих и подразделений, скреплённых единством целей
6. имеет необходимую материальную базу и финансовые средства
7. Выполняет свойственные только ему задачи и цели.
8. действует на определённой территории
Государственные органы многообразны и классифицируются по различным основаниям:
по порядку образования:
-избираемых непосредственно народом
-органы, формируемые другими гос органами
по форме реализации государственной деятельности:
-законодательные
-исполнительно-распорядительные
-контрольно-надзорные
-судебные
по принципу разделения властей:
-законодательные
-исполнительные
-судебные
по иерархии:
-центральные
-республиканские
-местные
по срокам полномочий:
-постоянные
-временные
по порядку осуществления компетенции: коллегиальные и единоначальные
по правовым формам деятельности:
-правотворческие
-правоприменительные
-правоохранительные
по характеру компетенции:
-органы общей компетенции
-органы специальной компетенции
Все органы существуют во взаимосвязи между собой и все вместе образуют механизм государства.
Теория разделения властей – комплексное и многогранное явление, являющееся основой для правового государства. Идеи о необходимости разделения властей высказывались ещё в древности. Аристотель и Платон, в частности, считали, что государством должны управлять мудрецы.
Но на уровень теории идеи были оформлены только в раннебуржуазный период. первым учёным, выдвинувшим концепцию разделения властей был Джон Локк. Он считал нужным выделить законодательную и исполнительную ветви власти. Позже Монтескье выделил третью ветвь власти – судебную.
Авторы теории также выделяют необходимость того, чтобы ветви власти были самостоятельными, независимыми. Причём в идеале законодательная власть должна быть представлена двухпалатным парламентом с действующей системой сдержек и противовесов. исполнительная власть по мнению Монтескье должна быть представлена монархом или правительством и обеспечивать исполнение законов. судебная власть должна быть самостоятельна, независима и неподотчётна никому кроме закона. Однако законы при этом принимаются парламентом.
Данная теория является раннебуржуазной, но даже на сегодняшний день она считается прогрессивной, способствующей развитию буржуазных отношений. В условиях Российского государства уже в 18 веке в её пользу высказывались Щербаков и Десницкий. В 19 веке теорию поддержал Сперанский, однако в силу исторического положения страны и формы правления считал. что в основе разделения властей должна лежать единая самодержавная власть монарха.
В советский период теория не получила признание, власть в этот период сконцентрировалась в руках партийной верхушки. Ленин мотивировал непризнание теории разделения властей тем. что построение идеального государства он видел в опыте Парижской коммуны, где вся власть принадлежала советам Парижской коммуны. в ходе перестройки интерес к теории возникает вновь.
И наконец в конституции РФ 1993 года закрепляется принцип разделения властей. Законодательная власть осуществляется федеральным собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет правительство. И судебную – трёхзвенная система судов во главе с ВСРФ, ВАСРФ и КСРФ. В настоящее время принцип разделения властей поддерживается такими учёными как Лившиц, Венгеров, Алексеев. Вообще, принцип разделения властей закреплён во всех конституциях развитых стран (Франция, Германия. США). Разделение властей – действительно явление. лежащее в основе развития правового государства, эффективного осуществления государственной власти, развития государства в общем.
Ярким примером, где поддерживается принцип разделения властей – это США. Законодательная власть представленна двухпалатным парламентом состоящим из Сената и палаты представителей. Исполнительную власть осуществляет президент. Судебную – система судов. возглавляемая ВС США. В США также детально проработана система сдержек и противовесов. На примере этого опыта можно понять, что идея разделения властей действительно может быть воплощённой в жизнь.
Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государственности. Ещё кант рассматривал форму в качестве принципа упорядоченности, синтезирования материи государственности.
Форма государства- это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы. так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества.
Основные элементы формы государства: форма правления, форма гос.устройства и политический режим.
Однако указанное понимание формы государства сложилось не сразу. Долгое вреямеё считали состоявшей из формы правления и формы государственного устройства, к которым впоследствии добавился политический режим.
Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские.
Форма государственного устройства – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме гос.устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.
Политический режим – представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти Различают демократические и антидемократические политические режимы.
При соотношении типа государства и формы государства следует уточнить что в основе типологии государств будет лежать формационный подход, а под понятием «форма государства» будет рассматриваться форма правления.
С одной стороны государства каждого типа облекаются во множество форм. Для рабовладельческого типа характерны монархии и республики, для феодального – монархии и городские республики, для буржуазного типа – демократические республики и конституционные монархии, для социалистического типа – парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
С другой стороны, государства определённого типа имеют некоторые формы, присущие только им. Например сословно-представительная монархия может быть только в феодальном типе государства. Государства каждого типа не могут воплощаться в любые формы. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или советской республики.
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но кроме этого она зависит от других факторов:
1. уровня экономического развития общества
2. соотношения классовых сил
3. культурных традиций
4. международной обстановки
Тип и форма государства соотносятся как содержание и форма, где определяющую роль играет содержание, то есть тип государства. Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.