Уровни правовой культуры
обыденный профессиональный теоретический
уровень уровень уровень
- Обыденный уровень правовой культуры личности ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Данный уровень не позволяет объективно осмыслить и оценить все стороны правовой действительности. Особенность такого уровня заключается в том, что он проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.
- Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
|
|
- Теоретический (научный) уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.
Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровень правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Правосознание — это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, установок и др. проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (к действующему или желаемому праву, юридической практике, правам и свободам гражданина и т.д.). Правосознание это одна из форм общественного сознания, одобрительная или отрицательная реакция людей на правовую реальность.
Правосознание предполагает:
- осмысление и ощущение необходимости права;
- оценку права;
- осознание необходимости создания развитой системы законодательства.
- осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
- восприятие процесса и результатов реализации права;
- соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, религиозными, политическими и др.)