Предписания-принципы закрепляют исходные, руководящие по­ложения общего характера. Предписания такого рода выносят как бы за скобки положения, относящиеся ко всем или большинству

Предписания-гипотезы, 4) предписания-диспозиции, 5) предписа­ ния-санкции, 6) оперативные предписания, 7) отсылочные предпи­ сания, 8) бланкетные предписания, 9) диспозитивные предписания, 10) императивные предписания.

В связи с несоответствием структуры нормы права и способов зак­репления ее компонентов в тексте нормативно-правовых актов элемен­тарной частицей нормативно-правовых актов выступает не норма пра­ва или ее отдельный элемент, а нормативно-правовое предписание.

Наблюдается явное несоответствие между структурным строени­ем нормы права и способами ее изложения в нормативно-правовых актах. Объективной основой такого несоответствия выступает раз­личие между способами организации элементов нормы права и спо­собами закрепления нормативных велений, предписаний в тексте нормативно-правового акта.

Знание нормы права как единого целого в совокупности состав­ляющих его элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) является необходимым условием реализации нормы права в конкретных пра­воотношениях. Однако весьма редко встречаются случаи, когда нор­ма права в тексте нормативно-правового акта излагается полностью, со всеми ее элементами в одной статье, пункте или абзаце. Гораздо чаще наблюдаются ситуации, когда элементы нормы права находят­ся в разных структурных частях нормативного акта, а то и вовсе в разных нормативно-правовых актах. Например, право собственнос­ти регулируется гражданским законодательством, а наиболее дей­ственные санкции за нарушение права собственности содержатся в уголовном законодательстве.

Положение о том, что каждая норма права имеет гипотезу вовсе не означает, что каждая отдельно взятая норма непременно имеет собственную, индивидуальную гипотезу. В тексте закона нередко зак­репляются условия, с которыми связывается действие не одной,





а нескольких норм права. Равным образом и санкции, закрепленные в одной статье, пункте нормативного акта, чаще всего охраняют от нарушения достаточно разветвленную совокупность норм права. Подобный способ изложения структурных частей норм права объяс­няется стремлением правотворческого органа изложить содержание нормативно-правового акта максимально компактно, ясно, после­довательно, а также избежать излишних, неоправданных повторов и длиннот, стилистически сложных и громоздких фраз.

Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, ло­гически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа. По своему словесно-логическому построению нормативное предписание пред­ставляет собой отдельное предложение или даже отдельную фразу. При этом необязательно, чтобы оно было оформлено в виде отдель­ной статьи, пункта или иной структурной единицы нормативно-пра­вового акта. Вполне возможны ситуации, когда отдельные части или абзацы могут содержать несколько нормативных предписаний.

Так, ч. 1 ст. 341 ГК РФ предусматривает, что право залога возни­кает с момента заключения договора о залоге, а в отношении залога имущества, которое надлежит передаче залогодержателю, с момента передачи этого имущества, если иное не предусмотрено договором о залоге. В этой части содержится три нормативных предписания:

1) право залога возникает с момента заключения договора о залоге;

2) в отношении залога имущества, которое надлежит передаче зало­
годержателю, право залога возникает с момента передачи этого иму­
щества; 3) последнее правило действует постольку, поскольку иное
не предусмотрено договором о залоге.

В числе основных нормативных предписаний можно выделить следующие: 1) предписания-принципы, 2) предписания-дефиниции,


институтов или норм отрасли права или права в целом. Поэтому пред­писания-принципы надлежит непременно учитывать при определе­нии логической структуры и содержания конкретной нормы. Пред­писания-принципы изложены в Конституции РФ, общих частях ко­дексов и некоторых других актах. Примером предписания-принципа могут служить положения ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства.

Предписания-дефиниции содержат определения правовых, поли­тических и иных понятий. Такие определения имеют общеобязатель­ное значение и должны непременно учитываться при толковании соответствующих терминов и понятий. К дефинитивным предписа­ниям можно отнести положение ст. 1 Конституции РФ, согласно ко­торому Российская Федерация признается демократическим феде­ративным правовым государством с республиканской формой прав­ления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: