Тенденции государственного регулирования конца ХХ века

Экономические кризисы 70 – начала 80-х годов привели к отказу от кейнсианства, как теоретической основы государственного регулирования и переходу на позиции неоклассической теории. Это во многом было связано с тем, что кейнсианство не могло объяснить переход экономики на более высокие кривые Филипса краткосрочного периода и дать убедительные рецепты оздоровления экономики. Неоклассики, став господствующей теорией, вызвали изменение целей и механизмов государственного регулирования. Это проявилось в следующем:

1) Главной целью политики стал не уровень безработицы, а борьба с инфляцией и обеспечение стабильного устойчивого роста, который обеспечивается созданием благоприятных условия для накопления и вложения средств в производство;

2) Наблюдаются меры, направленные на сокращение административного регулирования экономики, проявляется отказ от регламентации процесса ценообразования, стимулируются условия конкуренции и обеспечения создания новых предприятия;

3) В центре внимания государственной политики было воздействие на совокупное предложение, а не на совокупный спрос, как в рамках кейнсианства. Это проявлялось в поощрении роста личных сбережений за счет налоговых реформ и обеспечения условий функционирования частного капитала;

4) Неоклассики выступают против активного использования бюджетно-налоговой политики и противодействуют увеличению дефицита государственного бюджета, утверждают о необходимости сбалансирования бюджета в течение нескольких лет;

5) Сокращение государственного регулирования экономики осуществлялось за счет средств, направленных на решение социальных нужд. Это объяснялось тем, что высокие социальные расходы порождают иждивенчество у малообеспеченных слоев населения и подрывает стимулы их участия в производстве;

6) Сокращение значения фискальной политики сопровождается повышением роли кредитно-денежной политики. При этом целью было регулирование денежной массы в стране с тем, чтобы не допустить высокой инфляции. При этом использовалась дискреционная кредитно-денежная политика. Идея М. Фридмена о стабильности предложения денег себя не оправдала.

Изменение механизмов и целей государственного регулирования не означает, что промышленно развитые страны отказываются от государственного регулирования. На самом деле современная экономическая теория дает более тонкие и эффективные методы воздействия на экономику, которая используется современными политиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: