Влияние монголо-татарского завоевания на Русь

Общественная тенденция

Главное направление общественного развитияглубокое социальное расслоение, материальной основой которого явилось формирование частной собственности на землю. В процессе социальной дифференциации начинает складываться сословный строй, присущий феодальной эпохе. Его главной единицей выступает сословиезамкнутая общественная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе наследственными профессиональными обязанностями, правами и привилегиями.

«Древнерусское общество делилось на сословные группы:

Правящая знать – военная служилая (князья, бояре) и родо-племенная.

Духовенство – белое и черное (монахи).

Купечество – состоятельные гости, среднее купечество и мелкие торговцы.

Земледельцы – свободные общинники (людины)и зависимые в разной степени от феодалов смерды (закупы, рядовичи).

Горожане – посадский люд делился на «белых», не облагавшихся налогами, и «черных» горожан, плативших подати в казну.

Низкоправные слои населения – холопы (плен, долг, самопродажа), изгои и сироты (деклассированные элементы, например, разорившиеся купцы, выкупившиеся холопы), пущенники (выпущенные под залог или выкупленные кем-нибудь холопы).

Особенностью общественных отношений на Руси было позднее законодательное закрепление обязанностей и прав сословий, которые до Соборного Уложения 1649 года регулировались в основном обычаем, а не письменной нормой. Другая особенность состояла в том, что сословные барьеры не были столь жесткими, как в странах классического феодализма в силу длительной незавершенности нормативного оформления общественного строя.

Иго – комплексная система подчинения Руси монголо-татарам, которая сложилась в результате завоевания страны ордами Батыя, внука Чингиз-хана, в 1237-1240 гг. и просуществовала до 1480 г. Иго выражалось в уплате Русью дани, исполнении русским населением ряда повинностей в пользу хана и его чиновников, традиции поездок русских князей за ярлыками в Золотую Орду.

Процесс этнического размежевания был ускорен фактом завоевания. В эпоху ига сложилось понятие «великороссы», которое отражало факт разделения единой древнерусской народности на три самостоятельные ветви по признаку принадлежности к зоне взаимодействия либо с монголо-татарами (великороссы), либо с поляками (малороссы), либо с литовцами (белороссы).

В социальном отношении монголо-татарское нашествие нанесло сильный урон численности горожан и профессиональных воинов – князей, бояр и дворян. Физическое истребление и пленение горожан откинуло далеко назад ремесленное производство страны. Утрачены были секреты многих ремесел, на столетие прекратилось каменное зодчество. Из 74 городов домонгольской Руси 49 были разорены Батыем, из них 14 не возродилось, а 15 превратились в села. В годы владычества монголо-татар на Руси укоренился обычай затворничества русских женщин, главным образом в среде господствующих сословий. Резко ухудшился моральный климат общества, в котором заметными становились настроения покорности, конформизма. Нередко князья вступали в прямой сговор с захватчиками во имя сиюминутных политических целей, проявляя коварство и предательство по отношению к своим соплеменникам.

В экономическом отношении иго привело к расстройству внутренних и внешних хозяйственных связей и отношений Руси, к длительному упадку страны. Дань экономически изматывала Русь. Резко была поднята норма эксплуатации трудового населения.

В политическом плане Русь утратила государственный суверенитет и превратилась в вассала Золотой Орды. Однако парадоксальным образом иго стимулировало объединительные политические тенденции на Руси. Русский народ познакомился с властью, которой следовало подчиняться безоговорочно. Татары возродили значение великого князя Владимирского, поскольку ему удобнее было передоверить сбор дани со всех русских земель. Усиление личной власти князей Владимирских при сохранении их традиционной тяги к единовластию привело к выдвижению государей Северо-Восточной Руси на роль объединителей страны.

В культурном плане монголо-татары способствовали укреплению положения церкви в русском обществе, а вместе с этим укоренению православного сознания и культуры, до того развивавшегося в лоне двоеверия. Татары на момент своего похода на Русь были язычниками и веротерпимо относились ко всем религиям. Духовенство всех завоеванных стран они освобождали от дани с тем, чтобы с его помощью пропагандировать идею подчинения народов завоевателям. Однако в обход планам завоевателей эта привилегия помогла русской церкви стать той силой, которая взрастила в народе чувство национально-религиозного единения. «Поганству» нечестивых агарян она противопоставляла «хрестьянство». Так словом «хрестьяне» в татарскую эпоху стали называть все русское православное население, противопоставлявшееся захватчикам, принявшим в начале XIV века ислам. Впоследствии слово «крестьяне» было перенесено на все сельское русское население, то есть большинство великороссов. Соприкосновение русского народа с монголо-татарами в эпоху ига неизбежно приводило к взаимовлиянию культур, их синкретизации и взаимному обогащению. Это нашло отображение в языке, обычаях и нравах обоих народов.

5. Этапы развития Древнерусского государства (IX-XIII)

Первый этап. Середина IX-конец X вв. – эпоха первых Рюриковичей

Объединение восточнославянских племен под властью Киева, основание первой правящей династии русских князей, выделение Киева как политического центра государства, защита границ от нападения степных кочевников, походы в Византию для приобретения заморских рынков для русской торговли, оформление налоговой системы государства.

Первые Рюриковичи:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: