Оценка радиационной обстановки

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВ ПО ВЗРЫВНОЙ, ПОЖАРНОЙ И ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ.

ОЦЕНКА ИНЖЕНЕРНОЙ ОБСТАНОВКИ В ЧС.

Под инженерной обстановкой понимается совокупность последствий воздействия стихийных бедствий, аварий (катастроф), а также первичных и вторичных поражающих факторов ядерного оружия, других современных средств поражения, в результате которых имеют место разрушения зданий, сооружений, оборудования, коммунально-энергетических сетей, средств связи и транспорта, мостов, плотин, аэродромов и т.п., оказывающих влияние на устойчивость работы объектов народного хозяйства и жизнедеятельность населения.

Оценка инженерной обстановки включает:

· определение масштабов и степени разрушений элементов и объекта в целом (степени разрушения зданий, сооружений, коммунально-энергетических сетей и др., в том числе защитных сооружений для укрытия рабочих и служащих; размеров зон завалов; объема и трудоемкости инженерных работ);

· анализ их влияния на устойчивость работы отдельных элементов и объекта в целом, а также на жизнедеятельность населения.

Оценка инженерной обстановки производится на основе сочетания данных прогноза и инженерной разведки.

Исходными данными для оценки инженерной обстановки являются: сведения о наиболее вероятных стихийных бедствиях, авариях (катастрофах), противнике, его намерениях и возможностях, характеристики защитных сооружений для укрытия рабочих и служащих, инженерно-технического комплекса объекта.

Пожар – это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются и повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей. Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. По взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий, особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

Категория А – нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов.

Категория Б – цехи приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц.

Категория В – лесопильные, деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства.

Категория Г – склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.

Категория Д – склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов.

11. АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ: НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ, АВТОМОБИЛЬНОМ, ВОЗДУШНОМ, ВОДНОМ. РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ДЕЙСТВИЯМ ПРИ АВАРИЯХ НА ТРАНСПОРТЕ.

Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железно­дорожном транспорте являются неисправности пути, под­вижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на пре­пятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза бе­зопаснее, чем лететь на само­лете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Аварии на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомо­бильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоя­нии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (глав­ным образом скользкие), неисправность машин (на пер­вом месте — тормоза, на втором — рулевое управление, на третьем — колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Аварии на воздушном транспорте

Авиационные аварии и катастро­фы возможны по многим причи­нам, К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ дви­гателей, нарушение работы систем управления, электропитания, свя­зи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспе­чении экипажа и пассажиров.

ДЕКОМПРЕССИЯ— это разряжение воздуха в салоне са­молета при нарушении его герметичности. Быстрая де­компрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, не­медленно наденьте кислородную мас­ку. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и по­теряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после наде­вания маски пристегните ремни бе­зопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей — капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и оши­бок при проектировании и строи­тельстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасатель­ным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время ката­строфы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

При крушении или экстренном торможе­нии закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее все­го опуститься на пол.

Сохраняйте самообладание. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара. При неизбежности удара защитите голову.

После аварии сразу определитесь, в каком месте транспорт и в каком поло­жении Вы находитесь (не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин).

При падении в воду главная цель выбираться из транспортного средства. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. При открывании двери машина резко начнет тонуть. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх. При погружении на дно с закры­тыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится не­сколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие, избавьтесь от лишней одежды, захватите доку­менты и деньги.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

Под радиационной обстановкой понимают совокупность последствий радиоактивного загрязнения (заражения) местности, оказывающих влияние на деятельность объектов народного хозяйства, сил ГО и населения. Радиационная обстановка характеризуется масштабами (размерами зон) и характером радиоактивного загрязнения (заражения) (уровнем радиации). Размеры зон радиоактивного загрязнения (заражения) и уровни радиации являются основными показателями степени опасности радиоактивного заражения для людей.

Оценка радиационной обстановки включает:

· определение масштабов и характера радиоактивного загрязнения (заражения);

· анализ их влияния на деятельность объектов, сил ГО и населения;

· выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается радиационное поражение людей.

Оценка радиационной обстановки производится методом прогнозирования и по данным разведки.

Изменение уровней радиации на радиоактивно загрязненной территории в общем виде характеризуется зависимостью:

где
Р0- уровень радиации в момент времени t0 после аварии (взрыва);
Рt – то же в рассматриваемый момент времени t после аварии (взрыва);
n – показатель степени, характеризующий величину спада радиации во времени и зависящий от изотопного состава радионуклидов (при ядерном взрыве, как известно, n=1.2).


Тогда доза излучения за время от t1 до t2 составит:

Для ядерного взрыва при n = 1.2 получим

D = 5(P1t1-P2t2)

Исходными данными для прогнозирования радиационной обстановки при применении ядерного взрыва являются:

· время, координаты, вид и мощность ядерного взрыва;

· направление и скорость среднего ветра.

Параметры ядерного взрыва штаба ГО получают от постов засечки ядерных взрывов (посты развертываются на территории страны); метеостанции отправляют несколько раз в сутки штабам ГО данные о направлении и скорости среднего ветра.

Средним называется ветер, средний по направлению и скорости во всем слое атмосферы от поверхности земли до максимальной высоты подъема радиоактивного облака. Поскольку высота подъема облака различна и зависит от мощности взрыва, метеостанции передают данные о среднем ветре в слоях: 0-2, 0-4, 0-6, 0-8, 0-10 км.и т.д. увеличивая слой атмосферы на 2 км. Скорость ветра дается в км/ч, а направление – в градусах.

Однако передача данных о параметрах ядерного взрыва даже в крупные штабы ГО, не говоря уже об объектах народного хозяйства, требует значительного времени, а для принятия своевременных мер защиты (укрытия людей в защитных сооружениях или вывод их из района возможного радиоактивного заражения еще до подхода облака) необходимо знать эти данные практически сразу после взрыва. Знание даже одного параметра – вида ядерного взрыва – дает возможность немедленно оценить обстановку с точки зрения радиоактивного заражения местности. Вот почему еще до получения данных от специальной системы обнаружения ядерных взрывов необходимо хотя бы ориентировочно оценить эти параметры.

Прогнозирование, осуществляемое обычно в крупных штабах ГО после получения данных о параметрах взрыва, начинается с нанесения на карту (схему) центра (эпицентра) взрыва и зон радиоактивного заражения в виде эллипсов, вытянутых по направлению среднего ветра.

Направление и скорость среднего ветра определяют с учетом мощности взрыва. Размеры зон радиоактивного заражения в зависимости от вида и мощности взрыва, а также скорости среднего ветра определяют по справочникам. Оценка радиационной обстановки по данным прогноза в крупных штабах ГО также осуществляется с помощью официальных справочников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: