Трудовые ресурсы. В производстве страны не может быть занято все население по каким-либо причинам

В производстве страны не может быть занято все население по каким-либо причинам.

Трудоспособное население- население, способное по своим физическим возможностям полноценно участвовать в общественном труде.

Экономически активное население мира в середине 90-х г.г. оценивалось в 2364 млн. чел., что составляло 45,1% всего Н.м. (мужчины - 57,2%, женщины - 32,8%). За 1950-90 г.г. оно увеличилось на 1175 млн. чел. Динамика изменения численности экономически активного населения мира характеризуется следующими особенностями. В целом темпы его роста более замедленные по сравнению с демографическим ростом. Численность населения развивающихся стран за 1950-90 г.г. возросла почти в 2,4 раза, а экономически активного населения - в 2,2. В развитых странах эти показатели равнялись, соответственно 45 и 51%. Возрастает доля занятых женщин. Уменьшается относительное число занятых в сельском хозяйстве - с 67 до 47%. Быстро растет число занятых в не аграрных отраслях хозяйства.

Уменьшается число занятых в сфере материального производства и увеличивается в сфере финансов, услуг, управления, науки и др. Согласно прогнозам, такая динамика сохранится, что скажется на численности промышленных рабочих и крестьянства. Растет численность мелких и средних предпринимателей - собственников.

Важный признак социально-экономического развития - уровень образования и занятости населения. В 1990 году, провозглашенном ООН Международным годом грамотности, впервые число неграмотных стало уменьшаться не только относительно, но и абсолютно. В 1990 году, согласно оценкам, в мире насчитывалось 965 млн. человек (28%) в возрасте 15 лет и старше, не умеющих читать и писать. Более половины их приходится на Китай (в 1990 г. мужчины - 16%, женщины - 38%) и Индию (38% и 66%). В ряде стран Африки и Азии доля неграмотных значительно превышает половину всего населения; в 1990 году в Мозамбике доля неграмотных мужчин 55%, женщин 79%, в Сомали - 64 и 86%, Чаде - 58 и 82%, Судане - 57 и 88%, Сьерра-Леоне - 69 и 89%, Камбодже - 52 и 78%, Пакистане - 53 и 79%. Уникальной страной высокой культуры и сплошной грамотности является Япония. Здесь обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. Страна имеет больше университетов, готовящих квалифицированные кадры, чем вся Западная Европа.

Большое влияние на трудовые ресурсы оказывает возрастной состав населения. К экономически активному относится взрослая часть населения, доля которого в разных типах стран различна. «Постарение» населения Западной Европы привело к тому, что люди от 15 до 59 лет здесь составляют 61%, а старше 60 лет — 17%. Примерно такие же доли взрослого и пожилого населения и в США, Австралии, Канаде. Доля детского населения не превышает 30%, а в ФРГ и Швеции еще ниже. В развивающихся же странах основная доля населения приходится на детей и взрослых. Пожилая часть населения занимает в общем количестве менее 7%. Доля детей колеблется от 36% (Азия) до 45% (Африка), а иногда достигает и 50% (Кения, Ботсвана).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: