Требования к уровню освоения дисциплины.
Студент, успешно прошедший курс обучения должен знать:
- Основные теоретические подходы к изучению народонаселения;
- Исторические типы воспроизводства населения, особенности их формирования и смены, показатели режима воспроизводства:
- Источники и методы получения демографической информации;
- Методику расчетов и содержание основных показателей демографической статистики;
- Характеристики, особенности и взаимосвязи основных демографических процессов;
- Особенности, виды, степень влияния на демографическую ситуацию и последствия миграционных процессов;
- Роль и влияние урбанизации и расселения населения в России
- Демографические факторы рынка труда, бизнеса и маркетинга, уровня жизни, социального планирования на федеральном и региональном уровнях;
- Основные методы прогнозирования в демографии, роль и направления использования демографических прогнозов:
- Содержание, меры, механизмы реализации демографической политики
|
|
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
- рассчитывать основные показатели и системы показателей в различных разделах демографии;
- применять различные методы статистико-демографического анализа для описания и характеристики процессов, происходящих в обществе;
- определять тенденции изменения исследуемых явлений во времени и пространстве на основы анализа системы числовых показателей.
Студент, успешно прошедший курс обучения должен овладеть следующими практическими навыками:
ò сбор и анализ статистической, социологической и демографической информации по проблемам народонаселения;
ò расчет основных показателей демографической статистики
ò анализ динамики численности населения и демографических структур
ò анализ и описание режимов воспроизводства населения
ò анализ и прогноз демографической ситуации в регионе
ò разработка и оценка эффективности мер демографической политики с учетом региональной специфики;
Как учебная дисциплина «Демография» имеет междисциплинарные связи и основывается на знаниях студентов по таким дисциплинам, как: социология, психология, социальная психология, общая и социальная статистика, социология управления. Содержание курса соответствует стандарту, порядок и последовательность изложения материала строятся с учетом рекомендаций кафедры народонаселения МГУ им.М.В.Ломоносова.
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ДЕМОГРАФИЯ»
на 2011– 2012 учебный год.
для студентов потока УЗ-300 (400)
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ | Количество часов (в акад. часах) | |||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | Всего часов по теме | ||
1. | Введение в демографию | - | |||
2. | Методы демографического анализа | ||||
3. | Теоретические концепции демографического развития | - | - | ||
4. | Семья – объект демографии | ||||
5. | Основные демографические процессы и их влияние на воспроизводство населения | - | |||
6. | Миграция населения и ее социально-демографические проблемы | ||||
7. | Социально-демографические проблемы расселения населения и урбанизации | - | - | ||
8. | Демографические аспекты социально-экономического развития | ||||
9. | Демографическое прогнозирование и демографическая политика | - | - | ||
10. | Региональные аспекты демографического развития (на примере Волгоградской области) | - | - | ||
ИТОГО: |
1.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕМОГРАФИЯ»
|
|
Теоретический курс «Демография» представляет собой цикл проблемных лекций, в основу которых положены концепции различных зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам демографического развития, направленности и интенсивности демографических процессов, взаимосвязи и взаимовлиянию социально-экономических и демографических процессов, проблемам роста мирового населения, демографической ситуации и демографической политики в России, других странах и регионах мира..
Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе.
Лекция обеспечивает:
• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;
• лекция – это экономный способ получения базовых знаний;
• лекция активизирует мысленную деятельность, развивает активное внимание студентов.
Изучение теоретического материала лекций позволяет студентам овладеть систематическими знаниями по основным теоретическим и практическим проблемам демографического развития, методикой проведения демографического анализа и прогнозирования, а также приемами научно-исследовательской работы, необходимой для будущего специалиста в области управления.