Принадлежность дисциплины «Демография» к учебному циклу

Требования к уровню освоения дисциплины.

Студент, успешно прошедший курс обучения должен знать:

- Основные теоретические подходы к изучению народонаселения;

- Исторические типы воспроизводства населения, особенности их формирования и смены, показатели режима воспроизводства:

- Источники и методы получения демографической информации;

- Методику расчетов и содержание основных показателей демографической статистики;

- Характеристики, особенности и взаимосвязи основных демографических процессов;

- Особенности, виды, степень влияния на демографическую ситуацию и последствия миграционных процессов;

- Роль и влияние урбанизации и расселения населения в России

- Демографические факторы рынка труда, бизнеса и маркетинга, уровня жизни, социального планирования на федеральном и региональном уровнях;

- Основные методы прогнозирования в демографии, роль и направления использования демографических прогнозов:

- Содержание, меры, механизмы реализации демографической политики

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

- рассчитывать основные показатели и системы показателей в различных разделах демографии;

- применять различные методы статистико-демографического анализа для описания и характеристики процессов, происходящих в обществе;

- определять тенденции изменения исследуемых явлений во времени и пространстве на основы анализа системы числовых показателей.

Студент, успешно прошедший курс обучения должен овладеть следующими практическими навыками:

ò сбор и анализ статистической, социологической и демографической информации по проблемам народонаселения;

ò расчет основных показателей демографической статистики

ò анализ динамики численности населения и демографических структур

ò анализ и описание режимов воспроизводства населения

ò анализ и прогноз демографической ситуации в регионе

ò разработка и оценка эффективности мер демографической политики с учетом региональной специфики;

Как учебная дисциплина «Демография» имеет междисциплинарные связи и основывается на знаниях студентов по таким дисциплинам, как: социология, психология, социальная психология, общая и социальная статистика, социология управления. Содержание курса соответствует стандарту, порядок и последовательность изложения материала строятся с учетом рекомендаций кафедры народонаселения МГУ им.М.В.Ломоносова.

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ДЕМОГРАФИЯ»

на 2011– 2012 учебный год.

для студентов потока УЗ-300 (400)

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Количество часов (в акад. часах)
Лекции Семинары Самостоятельная работа Всего часов по теме
1. Введение в демографию   -    
2. Методы демографического анализа        
3. Теоретические концепции демографического развития - -    
4. Семья – объект демографии        
5. Основные демографические процессы и их влияние на воспроизводство населения -      
6. Миграция населения и ее социально-демографические проблемы        
7. Социально-демографические проблемы расселения населения и урбанизации - -    
8. Демографические аспекты социально-экономического развития        
9. Демографическое прогнозирование и демографическая политика - -    
10. Региональные аспекты демографического развития (на примере Волгоградской области) - -    
  ИТОГО:        

1.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕМОГРАФИЯ»

Теоретический курс «Демография» представляет собой цикл проблемных лекций, в основу которых положены концепции различных зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам демографического развития, направленности и интенсивности демографических процессов, взаимосвязи и взаимовлиянию социально-экономических и демографических процессов, проблемам роста мирового населения, демографической ситуации и демографической политики в России, других странах и регионах мира..

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция является ведущей формой организации учебного процесса в вузе.

Лекция обеспечивает:

• творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие;

• лекция – это экономный способ получения базовых знаний;

• лекция активизирует мысленную деятельность, развивает активное внимание студентов.

Изучение теоретического материала лекций позволяет студентам овладеть систематическими знаниями по основным теоретическим и практическим проблемам демографического развития, методикой проведения демографического анализа и прогнозирования, а также приемами научно-исследовательской работы, необходимой для будущего специалиста в области управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: