Экзистенциализм / от лат.existentiae - существование/ сформировался в первой половине ХХ века. В середине века он был заметным явлением в духовной жизни общества. В это время происходили серьезные изменения в общественном сознании. Люди стали разочаровываться в существующих ценностях. Войны, революции и контрреволюции, тоталитарные режимы и концлагеря - все это порождало настроения неуверенности, тревоги, подавленности. Поскольку в обществе существовали определенные настроения, нашлись и их философские выразители. Экзистенциализм ставил задачу отображения внутреннего мира личности. При этом особая роль отводилась выражению кризисных ситуаций, всевозможных форм пессимизма, отчаяния и т. п.
Исходное понятие экзистенциализма - понятие существования /экзистенция/. Основная проблема - определение места человеческого существования в общей структуре существования. Но здесь нужно заметить, что экзистенциалисты не дают логически корректного определения экзистенции. Более того, иногда говорится, что попытки выяснить содержание понятия существования погружают нас в бездну неопределенности и таинственности. Экзистенциалисты утверждают, что существование человека не определяется какой-то природной, общественной или собственной сущностью; такой сущности просто нет. Человек сначала просто существует, а потом строит свою сущность. Человек делает самого себя, каждый строит свою мораль, моральный выбор акт свободного творчества. Но здесь возникает пессимизм, страх сделать неправильный выбор.
|
|
Мы отметили некоторые общей черты экзистенциализма. Добавим к этому некоторые идеи его главных представителей. Мартин Хайдеггер /1889-1976/ говорит о трех аспектах человеческого бытия: "брошенность" /мы находим себя уже существующими в мире, без нашего предварительного на то согласия/, "фактичность" и "экзистенциальность" /наше существование всегда есть "проект" выхождения за пределы данного/. Единство этих аспектов образует "временность", поскольку брошенность - обнаружение прошлого, фактичность - настоящее, а экзистенциальность раскрывается в будущем. В зависимости от того, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным. Смысл существования осознается в пограничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и смерти, при трагических поворотах судьбы. Здесь человек осознает свою конечность. Но у человека есть выбор: или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что - неподлинное бытие, или - принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности.
|
|
Карл Яcперc /I883 -1964/ решительно отказывается от рационалистической линии в философии. Философия должна выражаться не в научных терминах, а в понятиях психологии. Экзистенция, в отличие от эмпирических объектов, не может быть понята рационально; для этого есть единственная возможность - "экзистенциальное прояснение" /а что это такое - непонятно/. Экзистенция не может удовлетвориться повседневным бытием. "Неустойчивость бытия" заставляет человека искать прочное, непреходящее. В пограничных ситуациях раскрывается трансцендентное - Бог. И у человека есть свобода выбора направленности своей жизни.
Жан-Поль Сартр /1905-1980/ утверждает своеобразную "философию свободы". Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. У человека - "неизбежность" свободного выбора. Но выбор может привести к конфликту с другим, к страданию, к страху. Сама свобода превращается в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти,"человек осужден быть свободным".
Альбер Камю /1913-1960/ в принципе не отрицает ценность научного знания, онтологических и гносеологических проблем в философии. Но не в этом главное."Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю говорит, что человек живет в каком-то абсурдном мире, где суета, беспросветность, нелепость существования, Реальности абсурдна. Но что же делать человеку в этом мире? Из абсурда могут быть разные выходы. Первый - самоубийство. Но это - ошибка. Второй -признание абсурда и жизнь в нем. Но это не все. Камю поднимает тему бунта. Обрести свободу можно лишь восстав против абсурда. Первое бунтарское движение - восстание рабов. Отказ от рабского удела утверждает свободу, равенство и человеческое достоинство каждого. Но здесь есть негативная сторона - мятежный раб может пожелать стать господином. Другая форма бунта - метафизический бунт - это бунт против самого устройства мироздания, фактически - бунт против Абсолюта, владыки мира. Но это значит, что бунтующий сам желает занять место Бога. Отсюда - "все дозволено". Метафизический бунт может вести в нигилизму, революциям, террору. В итоге - нигде нет позитивного выхода. И Камю последние годы жизни переживал творческий кризис.