Чем отличается психика человека от психики животных? Принято считать, что принципиальная отличительная особенность человека – наличие у него сознания. Чтобы не уйти от сути вопроса, можно «по определению» положить, что термин «сознание» означает то, что отличает психику человека от психики животных. Но что такое сознание?
В проблеме сознания остается еще много неясного и загадочного. Сам термин «сознание» употребляется неоднозначно. Так, он в одних случаях обозначает особую психическую способность человека, в других – состояние, в котором человек проявляет эту способность («находится в сознании»), в третьих – содержание сознания, в четвертых – некий управляющий механизм. Физиологи под сознанием понимают состояние нормальной активности в противоположность сну, а психологи связывают сознание с вниманием к чему-то. Необходимо учесть еще и то, что нам не известны иные, нечеловеческие виды сознания., в сопоставлении с которыми можно было бы выяснить, с одной стороны, специфические особенности человеческого сознания, обусловленные своеобразием условий, в которых живет человечество, и необязательно свойственные самой природе сознания, а с другой – общие, фундаментальные черты (атрибуты сознания), характеризующие его сущность и присущие всем возможным его видам. Но такого материала у современной науки нет. Сознание известно нам в «единственном экземпляре» – в виде человеческого сознания. И поэтому соображения относительно того, какие свойства сознания являются атрибутивными, неразрывно связанными с его сущностью, а какие – случайными и несущественными, неизбежно имеют лишь гипотетический характер.
Достигнутый уровень знаний не позволяет построить какое-то «окончательное», полное и строгое определение сознания. Найти в природе сознания некоторый «инвариант», содержащий его наиболее существенные свойства – это задача, которую наука и философия вынуждены решать в условиях дефицита информации и ее разноречивости. Но попытаемся все же хотя бы в первом приближении выделить несколько наиболее общих свойств сознания.
Субъектность. Сознание не может быть «ничьим». Оно всегда имеет своего носителя, т.е. существует как свойство некоторой материальной системы. Носителем сознания может быть лишь достаточно сложная, самоорганизующаяся система, способная к длительному гомеостатическому взаимодействию со средой. Эта система выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя материальным объектам, составляющим условия его существования. В такой системе должна существовать память, сохраняющая накапливаемую системой информацию. Наличие памяти поддерживает непрерывность сознания, обеспечивающую самотождественность субъекта как сознательного существа.
Предметность (содержательность). Сознание не может быть «пустым», не наполненным никаким содержанием. В нем всегда есть нечто такое, что сознается и составляет его предмет. Отсюда следует, что необходимо различать способность сознания (психический механизм, обеспечивающий возможность сознавать) и содержание сознания (то, что «существует в сознании»). Бессодержательного сознания не бывает, но способность сознавать – это одно, а содержание сознания – нечто другое. Предметы сознания предстают в нем в виде различных образов (представлений, понятий, мыслей, знаний и т.п.). При этом в сознании содержатся как образы, дающие картину окружающего мира, так и образы, отражающие самого субъекта (бимодальность сознания). Отражение своего Я образует самосознание субъекта.
Идеальность. Образы, возникающие в сознании, — это не зеркальные, мертвые копии существующих вне сознания явлений. Сознание отражает мир не так, как зеркало или фотопленка. Образы материальных явлений в зеркале или на фотопленке представляют собою тоже материальные явления. Образы же, в которых идеальное сознание отражает материальные явления, идеальны.
Идеальное отличается от материального, во-первых, по способу своего существования: если материальное существует как объективная реальность, то идеальное представляет собою субъективную реальность. Оно не менее реально, чем материальные объекты, но реально только для субъекта, в сознании которого оно существует, и вне его сознания не имеет самостоятельного существования.
Во-вторых, идеальные образы материальных объектов сами по себе не обладают теми признаками, которые свойственны этим объектам: идея шара не является круглой, представление о небесной синеве не является синим, воспоминание о запахе розы само ничем не пахнет, мысль о горячем утюге не горяча и не имеет тяжести. Идеальный образ — не «дубликат» вещи, а форма, в которой субъект ее воспринимает или представляет.
В-третьих, в мире идеальных образов не действуют законы, по которым существуют и изменяются материальные объекты. Поэтому субъект имеет широкий простор для произвольного порождения и уничтожения, изменения и комбинирования идеальных образов. Таким путем из них создаются разнообразные мысленные модели действительности. Сознание постоянно проверяет, насколько эти модели соответствуют действительности, и постепенно совершенствует их.
Обладая не стесненной никакими законами природы свободой действий над идеальными образами, субъект может в соответствии со своими желаниями и целями перерабатывать поступающую в его органы чувств информацию. Мышление, воображение, фантазия — все это процессы, в которых осуществляется такая переработка. В результате сознание способно как бы отрываться от действительности и создавать свой собственный, духовный мир, отличный от объективно-реального мира.
Работа сознания с идеальными образами не требует от субъекта никаких физических усилий. Это чрезвычайно важно, так как позволяет ему «проигрывать в уме» разнообразные варианты хода событий в мире и свои действия, сравнивать получающиеся «проекты бытия» (Ж.-П.Сартр) и на этой основе оптимизировать свое поведение.
Интенциональность. Под этим термином [3] понимается направленность сознания на какие-то объекты (Ф.Брентано, Э.Гуссерль). Сознание не просто пассивно регистрирует внешние воздействия –создает поле внимания, проявляя активную избирательную устремленность к одним объектам и оставляя вне поля внимания другие. Интенциональность – это динамическая характеристика сознания. Она имеет своей предпосылкой наличие у субъекта каких-то потребностей и обеспечивает осознание этих потребностей и поиск способов их удовлетворения. Это значит, что сознание способно создавать «модели потребного будущего» (Н.Бернштейн). Таким образом, сознание включает в себя целеполагание - постановку целей, т.е. того, чего еще нет, но что должно быть осуществлено. Поэтому можно сказать, что сознательное существо живет как бы «на грани бытия и небытия».
Рефлективность. Субъект воспринимает содержание своего сознания как нечто непосредственно данное, самоочевидное. Образ, возникающий в сознании при восприятии какого-либо внешнего объекта, «автоматически» отождествляется с самим этим объектом: мы видим не образ вещи, а саму вещь, слышим не образ звука, а сам звук. Но вместе с тем сознание способно отражать не только внешний мир, но и свое собственное содержание. Эта способность и называется рефлективностью. Когда сознание направляется на свое содержание (рефлектирует, совершает рефлексию над своим содержанием), его предметом становится уже не объект, а существующий в сознании образ объекта. Благодаря этому становится возможным анализировать имеющиеся в сознании образы, сопоставлять различные впечатления и суждения о действительности друг с другом, оценивать степень их достоверности и т.д.
То, что называют «осознанием», «пониманием», часто достигается лишь с помощью рефлексии. Если я что-то сознаю, то я это знаю. Если же я отрефлектировал («осознал») свое знание, то я знаю и к тому же знаю, что знаю (или, наоборот, в результате рефлексии над своим знанием усомнился в том, что знаю).
Объективируемость, «лингвистическая оснащенность». То, что происходит в сознании субъекта, «закрыто» для других и не может быть непосредственно воспринято ими. Узнать об этом можно лишь опосредованным путем — по поведению субъекта, по его объективным, доступным для постороннего наблюдения действиям. Если бы сознание никак не объективировалось, не выражалось вовне, то узнать о нем было бы совершенно невозможно, а потому не было бы оснований и говорить о его существовании.
Однако в действиях субъекта находят выражение лишь конечные результаты происходящих в его сознании процессов. Осуществление же этих процессов в сознании предполагает существование в нем каких-то внутренних кодов, в которых фиксируется, хранится и обрабатывается поступающая информация.
Уже для того, чтобы «давать себе отчет» о том, что происходит в сознании, субъект должен уметь формулировать этот отчет в какой-то знаковой системе, т.е. в некотором языке. Но достаточно богатый выразительными возможностями язык вряд ли может возникнуть сам собой. Развитие его, по-видимому, невозможно для субъекта-одиночки, без общения с другими субъектами. Ибо только на основе межсубъектного контакта может появиться потребность в совершенствовании языка. Таким образом, сознание должно быть оснащено лингвистическими средствами, с помощью которых осуществляется как «внутренняя», так и «внешняя» речь.
«Лингвистическая оснащенность» сознания означает, что социальная коммуникация является необходимым условием его формирования. Без социальной коммуникации не могло бы образоваться и богатство духовного мира, составляющего содержание сознания. Отсюда, в частности, следует, что уникальные, существующие в одиночку материальные системы - вроде хорошо известного любителям научной фантастики мыслящего океана (Лем) или черного облака (Хойл) - не могут обладать сознанием.
Подводя итог, можно сформулировать краткое определение сознания:
Сознание – это способность субъекта отражать окружающую действительность и себя самого в идеальных образах, создавать свой внутренний духовный мир и язык, на котором выражается его содержание.
С помощью сознания человек решает четыре рода задач:
1) отражает действительность, строит знания о ней (познавательная функция);
2) оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним (оценочно-ориентационная функция);
3) осознает свои потребности и ставит перед собою цели, к которым считает нужным стремиться (целеполагающая функция);
4) управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач (управленческая функция).