double arrow

Понятие и содержание процесса социальной коммуникации

Важнейшей составляющей социального взаимо­действия является социальная коммуникация. Хотя в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, в подав­ляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.

Коммуникация — это взаимный обмен информацией, предпо­лагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная комму­никация значительно древнее вербальной. Она включает в се­бя жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошед­ших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаи­моотношениях давно умерших людей.

Суть процесса коммуникации, как следует из определения, со­стоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего ин­формацию. Сам акт раскрытия содержания своего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

Но сигнал — это не всегда сообщение или информация. Напри­мер, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном язы­ке, которого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни ком­муникации, ни получения информации. Если говорится что-то та­кое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не явля­ется для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.

Передача информации в ходе коммуникативного процесса тре­бует определенных носителей — символов и знаков, так как комму-


никация по своей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, кото­рый они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — это значение знака. Поэтому можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

Знаками являются слова, жесты, позы, мимика, иногда — экс­прессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.).

Язык — важнейшая знаковая система, институционализиро­ванная обществом и имеющая поэтому исторический характер. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. Поэтому язык любого общества опосредованно отражает структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.

Важной характеристикой любого коммуникативного процес­са является намерение участников повлиять друг на друга. Влия­ние может осуществляться за счет использования таких механиз­мов психологического воздействия, как:

О убеждение — процесс целенаправленного коммуникативного воз­действия, характеризующийся логическим обоснованием сооб­щения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения[175];

О внушение — способ коммуникативного воздействия, рассчитан­ного на некритическое восприятие информации; такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений, а реализуется за счет воздей­ствия на чувства, эмоции, которые в свою очередь влияют на ин­теллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозре­вающего о том, что он подвергается внешнему воздействию.

Внушение используется для того, чтобы создать у собеседника состояние, побуждающее его к определенным действиям. Резуль­тативность этого процесса напрямую зависит от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, пси­хического состояния и степени подверженности влияниям. Кро­ме того, сила воздействия во многом зависит от наглядности, до­ступности, образности и лаконичности информации. Эффектив­ность коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом соответствует интересам и потребностям аудитории.

12.1. Типы социальной коммуникации

Существует несколько типов социальной комму­никации: межличностная, публичная, массовая; особым типом со­циальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.

Человеческая коммуникация может осуществляться между единицами различной величины и сложности.

Индивид должен овладеть искусством межличностной комму­никации, научиться коммуникации с самим собой — интралично- стной коммуникации и саморефлексии. Он должен быть способен не только думать и чувствовать, но также думать и чувствовать о собственных мыслях и чувствах.

Группы можно определить как ряд индивидов, между которы­ми существует взаимная коммуникация. Если структура группо­вой коммуникации формализована и четко иерархически вы­строена, то такую группу называют формальной организацией.

На уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках нацио­нального языка и традиций.

Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно формализованным образом: с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих террито­риальных границ государства обладают также монополией на гру­бую форму коммуникации — организованное физическое насилие.

Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо нали­чие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты ком­муникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.

Коммуникация как процесс представляет собой разновид­ность социального действия, направленного на общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано на действующие в обществе нормы коммуника­ции. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию:

рационально-технологический, рассматривающий коммуника­цию как простую совокупность средств и методов передачи ин­формации, которыми располагает общество; феноменолого-понимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаим­ном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.

По содержанию коммуникации классифицируются следую­щим образом:

новационные — сообщающие новые сведения; ориентационные — помогающие ориентироваться в жизни, цен­ностях и информации;

стимуляционные — актуализирующие мотивации.

В 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину.

Символический интеракционизм проявил наибольший инте­рес к проблемам социальной коммуникации. В частности, Дж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя спе­цифику человеческой коммуникации в сравнении с коммуника­цией в животном мире.

Анализируя язык жестов, он выяснил, что жест одного из участников коммуникации понятен другому участнику, если он понимает его как начало конкретного действия. Например, когда собака оскаливает зубы, другая собака понимает это как сигнал к нападению и в свою очередь оскаливается или убегает. Таким образом, начальный жест — это знак, символизирующий целиком все действие, которое может за ним последовать.

Условием такого опережающего понимания является способность второго партнера к такой же реакции. Именно благодаря ей у него воз­можны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Дей­ствие ориентируется на эти поведенческие ожидания, а способность обоих партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаи­мопонимания и взаимодействия.

Эти поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. Прикидка на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт созна­ния предполагает, что сознание само расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наобо­рот, взглянуть глазами другого на самого себя. «Вступая в коммуника­цию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то пред­ставление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого».

Таким образом, основа социальной коммуникации — в спо­собности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое по­ведение и соответствующим образом ориентировать свое. Комму­никативные навыки развиваются из врожденных биопсихических задатков в игре. Ребенок, играя с воображаемыми партнерами, од­новременно разыгрывает несколько ролей, попеременно ставя се­бя на место то одного из них, то другого, то самого себя. Следую­щей стадией является групповая игра с реальными партнерами, в которой оттачиваются навыки предвидения поведения других.

Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инст­румент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных груп­пах, в которых индивиды связаны непосредственными отноше­ниями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен пред­ставлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке — это его непреодолимое стремление к об­щению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пе­ресекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции. Это объясняется тем, что в ходе комму­никации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Такие представ­ления составляют «социальное сознание» индивида, связываю­щее его с обществом.

Можно сказать, что в символическом интеракционизме ком­муникация выступает как бы матрицей социальной жизни. Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкрет­ны и направлены на изучение ее исторической динамики.

В 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, со­гласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре». Это означа­ет, что среди молодежи предпочтительными каналами коммуни­кации все более становятся телевидение, звукозапись, а в даль­нейшем — компьютер и Интернет. В конце XX в. центр исследова­тельского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрии массовой коммуникации, ее воздействия на аудито­рию, влияния информационных технологий, динамики вербаль­ной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенно­стей индивидуального восприятия различных видов коммуника­ции и т.д.


Под массовой коммуникацией понимается совокупность совре­менных технических средств, позволяющих социальному акто­ру обращаться к максимально многочисленной аудитории. Если представить все виды коммуникации в виде пирамиды, то массо­вая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и интегрируются интересы и ожидания всех индивидов — членов различных социальных структур[176].

 

Основные средства массовой коммуникации — это пресса, те­левидение, радио, реклама, Интернет. Телевидение занимает ли­дирующие позиции в ряду средств массовой коммуникации, и его влияние растет с каждым годом. Результаты исследования, прове-

денного Институтом социологии РАН, явно демонстрируют при­оритет телевидения в системе способов проведения свободного времени у представителей разных поколений (рис. 12.1).

С начала 1930-х гг. массовая коммуникация стала рассматри­ваться как социальная проблема, а до этого рубежа единствен­ной ролью прессы считалось снабжение общества информацией. Вследствие стремительного развития кинематографа, а затем те­левидения резко возрос интерес к средствам массовой коммуни­кации и возможностям их использования в таких сферах, как по­литическая пропаганда и образование. Эти возможности вызыва­ют в интеллектуальной среде опасения, что чрезмерное влияние средств массовой коммуникации на население может повлечь за собой вредные культурные и социальные последствия. В США по­добное беспокойство и опасение привело к созданию в 1960-е гг. особой отрасли социальной науки, изучающей масс-медиа. Заме­тим, что исследование масс-медиа сопряжено с рядом трудностей, главная из которых состоит в том, чтобы отделить научный подход к ним от публицистического. Это свидетельствует о двойственно­сти понятия «массы», которое теперь чаще используется в норма­тивном смысле (массы легко поддаются обману и манипуляции), чем просто в количественном (массы — многочисленные группы людей). Поэтому социальные науки стремятся абстрагироваться от второго смысла понятия «массы».

В 1960 г. Т. Парсонс и У. Уайт предложили описывать масс-ме­диа как механизм, образующий как бы мост между теми, кто пере­дает информацию, и массовой публикой. С такой точки зрения содержание масс-медиа определяется не только волей передаю­щих сообщение, но представляет собой результат взаимной адап­тации спроса и предложения.

Аудиторию масс-медиа социологи классифицируют на воз­растные, половые, профессиональные группы и по уровню мате­риальной обеспеченности. Потребление информации масс-медиа очень различается в таких группах. Например, телевидение пред­ставляет собой «семейный» вид масс-медиа, радио слушают пре­имущественно женщины и те, кто за рулем, в кино ходит в основ­ном молодежь, ежедневные газеты читают главным образом муж­чины, «толстые» журналы — те социальные группы, которым они специально предназначаются: мужчины — журналы для мужчин, женщины — женские журналы и журналы мод и т.д.

Относительно природы интереса, который аудитория испы­тывает к масс-медиа, существует широкий диапазон мнений — от того, что массы некритически поглощают любое предложенное им содержание и вообще зачарованы масс-медиа, и до того, что массовый читатель избирателен, интеллектуально выше уровня подачи информации в масс-медиа и относится к ним иронически или равнодушно. Реальное различие отношения к масс-медиа оп­ределяется культурным уровнем аудитории, ее представлениями о масс-медиа и источнике предлагаемой ими информации, а также, возможно, типом содержания. Но в целом симпатии, неприязнь, ожидания публики в отношении средств массовой информации стабильны.

Классические американские исследования в области содержа­ния информации масс-медиа ставили своей целью определение различий и соответствий между миром, описываемым масс-ме­диа, и реальным миром аудитории. В целом анализ содержания сообщений масс-медиа показывает соответствие сообщений мо­ральным, культурным, социальным стереотипам общества. На­пример, герои многих сериалов и телефильмов, как правило, принадлежат к наиболее социально престижным этническим и социопрофессиональным группам; некоторые типы содержаний исключают тревожащие темы, такие, как смерть, болезнь, ста­рость, социально-экономические проблемы и т.д.

Понятие «массовая культура» часто используется для обозначе­ния совокупности наиболее характерных содержаний сообщений масс-медиа. Масс-медиа и массовая культура рассматриваются не только как выражение современного общества, но и как его сим­вол. Поэтому в наши дни социальная критика часто сводится к кри­тике масс-медиа: на них возлагается ответственность за разрыв тра­диционных связей, создание псевдокультуры, за различные формы «манипуляции сознанием», «отчуждения» или «подавления». Такая критика всегда вписана в контекст социальных теорий, на которые опирается. Однако трудно объяснить, почему социальный кон­троль, выраженный через масс-медиа, в большей степени является отчуждающим или репрессивным фактором, чем такой контроль, осуществленный по традиционным каналам.

Исследования культурного измерения массовой коммуникации свидетельствуют о сложности отношений между сообщением и дру­гими элементами процесса коммуникации. Согласно Дж. Клапперу, средства массовой коммуникации не оказывают прямого причин­но-следственного воздействия на общество, но действуют на него через опосредующие элементы. Иными словами, обычно невозмож­но установить прямую причинно-следственную связь между содер­жанием сообщений, исходящих от масс-медиа, и явлениями со­циального порядка. Действительно, степень слияния масс-медиа с социокультурным комплексом такова, что здесь невозможно отде­лить причину от следствия. Исследователи отмечают только тенден­цию масс-медиа к сохранению социального статус-кво.

История массовой коммуникации начинается фазой роста и сейчас переходит в фазу огромной социальной значимости. Такое направление развития вызывает серьезную обеспокоенность рас­тущей концентрацией масс-медиа в руках небольшой группы лю­дей, а также глобализацией и коммерциализацией средств массо­вой информации. Подлинная проблема заключается в том, следу­ет ли массовая коммуникация в целом коммерческой логике капитализма или ее скорее следует рассматривать как составную часть социокультурной сферы.

Реклама как одно из средств масс-медиа оказывает огромное воздействие на сознание и поведение людей и в условиях форми­рования новых стилей жизни и методов их легитимации стала осо­бым фактором общественной коммуникации, выступая инстру­ментом манипуляции массовым сознанием.

Реклама носит коммуникативный характер; это «платное, од­нонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через СМИ и другие виды связи, агитирующее в пользу товара, марки, фирмы»[177], или другими словами, неперсонифицированная пере­дача информации, обычно оплачиваемая, обычно имеющая ха­рактер убеждения, о продукции, услугах или идеях[178].

Различают рекламу коммерческую и социальную, «...коммер­ческая реклама преследует достаточно банальные и очевидные це­ли — побуждение к повышению покупательской активности, ин­формирование о выходе нового товара на рынок, изменение отно­шения потребителей к той или иной услуге или товару... основное предназначение социальной рекламы состоит в привлечении вни­мания широкой общественности к тому или иному явлению об­щественной жизни, причем, как правило, проблемному»[179].


Социальная реклама акцентирует внимание на конкретных об­щественных проблемах, вызванных нравственными, психологи­ческими или иными причинами: например, низкий уровень рож­даемости, отсутствие внимания к престарелым, недостаточная забота об окружающей среде и т.д. Соответственно задача со­циальной рекламы заключается в том, чтобы актуализировать в обществе наболевшие и жизненно важные проблемы, а также вы­звать к ним интерес в тех кругах и у тех общественно-политиче­ских сил, которые могут реально воздействовать на изменение си­туации, так как принимают участие в принятии важных экономи­ческих, политических и социальных решений.

Очевидно, что эффективность социальной рекламы как ком­муникативного фактора оценивается совершенно иначе, нежели коммерческой рекламы, и связана с такими показателями, как степень узнаваемости в обществе того или иного социального фе­номена, проблемы, динамика изменений общественного мнения по отношению к социально значимым проблемам. Социальная реклама призвана также изменить отношение общества к опреде­ленным проблемам. Например, задача социальной рекламы Вооруженных Сил в России заключается в том, чтобы изменить отношение молодых людей и общества в целом к военной службе, которое, как известно, негативно.

Контроль над средствами массовой информации в большин­стве стран имеет олигополистический характер: отдельные круп­ные держатели акций контролируют различные издания и телека­налы. Хотя некоторые издания и каналы принадлежат государству и считаются общественными, но основная тенденция связана с концентрацией контроля в руках узкого круга лиц.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Мать, пеленающая ребенка, непрерывно «разговаривает» с ним. Ре­бенок смеется. Происходит ли здесь коммуникация? Если да, то ка­кая?

2. Охотник дает команду своей собаке искать подстреленную птицу. Со­бака находит ее, останавливается и лает. Происходят ли здесь симво­лическая коммуникация и символическая интеракция?

3. Христианин молится Богу, чтобы тот исполнил его определенное же­лание. В конце молитвы у него возникает ощущение, что он услышан. Назовет ли социолог такой процесс интеракцией? Будет ли ответ за­висеть от того, верующий ли сам социолог или агностик?

4. Молодой ученый на банкете по случаю завершения конгресса сидит рядом с юной дамой. Его старший коллега держит речь. Так как орато­ру свойственны некоторые комичные черты в речи, его младший кол­лега посмеивается и с улыбкой поворачивается к даме. Тут он встреча­ет непроницаемый взгляд ученого, сидящего напротив. Он отпрянул от дамы и оставил язвительное замечание при себе. После банкета он узнает, что его соседка была дочерью оратора. Охарактеризуйте ком­муникацию, которая произошла во время обеда.

5. Многие очень боятся делать доклад перед большой аудиторией даже тогда, когда перед ними текст и они в любое время могут посмотреть в него. Но находясь в узком кругу, они абсолютно непосредственны и могут держать длинную речь о сложных предметах. Их также не сму­щают вопросы оппонентов, к которым они не готовились. Они отве­чают на них и снова отражают выпады. Вызван ли страх лишь большой аудиторией? Меньше ли боятся маленькой аудитории? Ведь именно здесь можно найти особенно компетентных и критически настроен­ных слушателей. Или все дело в разных видах коммуникации? (Всегда ли процесс коммуникации опосредован символически?)

6. Приведите пример, в котором политик считает необходимым пре­доставить своему побежденному противнику шанс сохранить «свое лицо». Поясните случай на абстрактном уровне, применяя понятия «коммуникация», «информация», «интеракция», «целерациональ­ное действие».

7. Как вы думаете, почему известный социолог Ю. Хабермас назвал со­временное общество коммуникативным? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: