Введение. Учебно-методический комплекс

СОДЕРЖАНИЕ

ББК 26.220. 8Я73

Ковалева, О.В.

К - 56

ББК 26.220. 8Я73

Учебно-методический комплекс

Гидроэкология

О. В. Ковалева, И.Ф. Рассашко

Учреждение образования

Министерство образования Республики Беларусь

«Гомельский государственный университет имени

Франциска Скорины»

для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология»

Гомель

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

УДК 556: 502.51 (075.8)

Рецензенты:

Ю.Г. Гигиняк, ведущий научный сотрудник сектора мониторинга и кадастра животного мира ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам», кандидат биологических наук, доцент;

Кафедра экологии и рационального использования водных ресурсов учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта».

Рекомендовано к изданию УМО вузов Республики Беларусь

по экологическому образованию

К – 56 Гидроэкология: учебно-методический комплекс для студен-

тов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология» / О.В. Ковалева,

И.Ф. Рассашко; М-во образ. РБ, Гомельский государствен-

ный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Ско-

рины, 2012. – 293 с.

В учебно-методическом комплексе рассматриваются общие и специальные вопросы гидроэкологии. Лекционный материал включает сведения о гидросфере, закономерностях ее функционирования, процессах загрязнения и самоочищения водоемов, формирования качества воды. Лабораторный практикум содержит методику определения качества воды водоемов. Практические занятия знакомят с основными группами гидробионтов, оценкой качества воды по гидроэкологическим показателям.

Учебно-методический комплекс адресован студентам специальности 1-33 01 02 «Геоэкология», а также учащимся экологических центров, студенческих научно-исследовательских кружков и лабораторий.

УДК 556: 502.51 (075.8)

© Ковалева О.В., Рассашко И.Ф., 2012

© УО «Гомельский государственный

университет имени Ф. Скорины», 2012

Введение…………………………………………………………..…...  
1 Учебная программа по дисциплине «Гидроэкология» ………….  
2 Тексты лекций………………………………………………..……..  
Тема 1 Гидроэкология как наука…………..………..…….……...  
  1.1 Предмет, задачи и методы дисциплины…………….  
  1.2 Связь гидроэкологии с другими дисциплинами……  
  1.3 История возникновения и развития гидроэкологии…………………………………………  
  1.4 Основные направления гидроэкологии……………..  
Тема 2 Общая характеристика гидросферы………………..........  
  2.1 Происхождение и формирование гидросферы….…..  
  2.2 Водные ресурсы планеты………………………….…  
  2.3 Важнейшие свойства воды…………………………..  
  2.4 Круговорот воды и значение гидросферы………..…  
Тема 3 Экологическая зональность водоемов…………………..  
  3.1 Экологическая зональность Мирового океана и морей…………………………………………………..  
  3.2 Экологическая зональность озер….…………..……..  
  3.3 Экологическая зональность речных систем………...  
Тема 4 Основные физико-химические факторы водной среды...  
  4.1 Механико-динамические свойства воды и грунта …  
  4.1.1 Движение воды……………….…………………  
  4.1.2 Вязкость воды………………….…….………….  
  4.1.3 Плотность воды…………………..……………..  
  4.1.4 Механико-динамические свойства грунтов…..  
  4.2 Температура, свет, магнетизм, звук………………….  
  4.2.1 Температура…….……………………………….  
  4.2.3 Свет………..……………………………………..  
  4.2.3 Звук, электричество и магнетизм………..……..  
  4.3 Растворенные и взвешенные в воде вещества…....…  
  4.3.1 Растворенные газы………..…………………….  
  4.3.2 Растворенные минеральные соли…………..….  
  4.3.3 Растворенные органические вещества…………  
  4.3.4 Взвешенные в воде вещества…..………………  
  4.4 Активная реакция и окислительно-восстановитель- ный потенциал ………………………………………..  
Тема 5 Экологические группы гидробионтов…………....……...  
  5.1 Планктон……………..………………………………..  
  5.2 Нектон………………………..………………………..  
  5.3 Плейстон и нейстон…………….……………………..  
  5.4 Бентос и перифитон..…..………………………..……  
Тема 6 Гидробиоценозы как биологические системы гидросферы………………………………………………..  
  6.1 Общая характеристика гидробиоценозов……….…..  
  6.2 Структура гидробиоценозов…………..……………...  
  6.3 Разнообразие гидробиоценозов……..……………..  
Тема 7 Антропогенное воздействие на гидросферу …………....  
  7.1 Использование пресной воды …………………..……  
  7.2 Источники и последствия антропогенных воздейст- вий на гидросферу…………………………………...  
  7.3 Загрязненная вода и здоровье человека…..…………  
  7.4 Общие сведения о методах очистки сточных вод…..  
Тема 8 Естественное самоочищение водоемов …………….…...  
  8.1 Понятие о самоочищении водоемов………..………..  
  8.2 Факторы самоочищения……………………….……..  
  8.3 Роль отдельных групп гидробионтов в самоочище- нии водоемов………………………………………….  
  8.4 Скорость самоочищения, мероприятия по его усилению……..……………………………………….  
Тема 9 Мониторинг поверхностных вод и биоиндикация ……..  
  9.1 Мониторинг поверхностных вод…………….………  
  9.2 Биоиндикация……………………..…………………..  
Тема 10 Водные ресурсы Беларуси ……………………….………  
  10.1 История изучения…………………………………....  
  10.2 Состояние водных ресурсов ………………….…….  
  10.3 Важнейшие водные объекты Беларуси, их харак- теристика …………………………………………….  
  10.4 Биоразнообразие водных экосистем Беларуси…….  
  10.5 Водные ресурсы Полесского региона……………...  
3 Лабораторные работы………..……………………………………..  
4 Практические занятия ……………………………………………...  
5 Терминологический словарь…………………..…………………..  
Литература ……………………………………………………………  
Приложения …………………………………………………………..  

Начало 21 века характеризуется все возрастающим антропогенным воздействием на окружающую среду, обусловленным ростом численности населения, интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Водные ресурсы планеты в результате такого воздействия претерпевают глубокие и зачастую необратимые изменения. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 2005 по 2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни», подчеркивая крайнюю необходимость охраны и рационального использования водных ресурсов. Последнее невозможно без наличия экологических знаний.

Экологическое образование должно обеспечиваться на всех этапах общеобразовательного процесса. Экологические дисциплины входят в число обязательных при подготовке студентов в высших учебных заведениях. Расширению и углублению знаний в области экологии будут способствовать не только учебные пособия по общей экологии, но и по экологии атмосферы, литосферы, гидросферы.

Изучением водных экосистем, их структуры и закономерностей функционирования, включая взаимодействие между водной средой и обитающими в ней организмами, занимается раздел экологии, который называется гидроэкологией.

Познание механизмов функционирования водных экосистем служит основой для решения многих практических задач, связанных с повышением продуктивности водоемов, улучшением качества воды, проведением водоохранных мероприятий, т.к. вода является одним из факторов, определяющих состояние окружающей среды, социальную сферу и экономику.

Гидроэкология является молодой и современной экологической дисциплиной, что обусловливает необходимость издания учебных пособий, которые способствовали бы доведению до студентов современных экологических знаний. Однако, учебных пособий по водной экологии, или гидроэкологии, в Беларуси недостаточно.

В учебно-методическом комплексе освещаются общие и специальные вопросы гидроэкологии, приводятся сведения о гидросфере, дается характеристика основных экологических факторов водной среды, излагаются положения по самоочищению водоемов и процессам формирования качества воды, освещаются последствия антропогенного воздействия на водоемы, приводится характеристика основных групп гидробионтов, обосновывается необходимость рационального использования водных ресурсов. В учебно-методическом комплексе также освещается состояние основных водных объектов Республики Беларусь, в том числе, Гомельского Полесья.

В учебно-методический комплекс входят тексты лекций, задания для практических занятий и лабораторных работ. Тексты лекций включают перечень основных освещаемых вопросов. Излагаемый материал сопровождается таблицами, схемами, рисунками. Лабораторные и практические занятия разработаны с учетом детального изучения студентами основных групп водных растений и животных, их роли в экосистемах. С целью более глубокого усвоения материала к каждой лабораторной работе приводятся вопросы для самоконтроля.

Структура и содержание лекционного материала, заданий для лабораторных и практических занятий базируются на методических рекомендациях, изложенных в Руководствах по методам оценки качества воды и состояния водных экосистем. Рассматриваются и используются национальные и международные гидроэкологические показатели, применяемые при мониторинге.

Учебно-методический комплекс адресован студентам специальности 1-33 01 02 «Геоэкология», которые изучают дисциплину «Гидроэкология», и предназначен для повышения эффективности самостоятельной работы студентов, увеличения наглядности и информативности материала, используемого на лабораторных и практических занятиях, организации научно-исследовательской работы студентов.


1 Учебная программа по дисциплине «Гидроэкология»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: