СОДЕРЖАНИЕ
ББК 26.220. 8Я73
Ковалева, О.В.
К - 56
ББК 26.220. 8Я73
Учебно-методический комплекс
Гидроэкология
О. В. Ковалева, И.Ф. Рассашко
Учреждение образования
Министерство образования Республики Беларусь
«Гомельский государственный университет имени
Франциска Скорины»
для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология»
Гомель
УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
УДК 556: 502.51 (075.8)
Рецензенты:
Ю.Г. Гигиняк, ведущий научный сотрудник сектора мониторинга и кадастра животного мира ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам», кандидат биологических наук, доцент;
Кафедра экологии и рационального использования водных ресурсов учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта».
Рекомендовано к изданию УМО вузов Республики Беларусь
по экологическому образованию
К – 56 Гидроэкология: учебно-методический комплекс для студен-
|
|
тов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология» / О.В. Ковалева,
И.Ф. Рассашко; М-во образ. РБ, Гомельский государствен-
ный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Ско-
рины, 2012. – 293 с.
В учебно-методическом комплексе рассматриваются общие и специальные вопросы гидроэкологии. Лекционный материал включает сведения о гидросфере, закономерностях ее функционирования, процессах загрязнения и самоочищения водоемов, формирования качества воды. Лабораторный практикум содержит методику определения качества воды водоемов. Практические занятия знакомят с основными группами гидробионтов, оценкой качества воды по гидроэкологическим показателям.
Учебно-методический комплекс адресован студентам специальности 1-33 01 02 «Геоэкология», а также учащимся экологических центров, студенческих научно-исследовательских кружков и лабораторий.
УДК 556: 502.51 (075.8)
© Ковалева О.В., Рассашко И.Ф., 2012
© УО «Гомельский государственный
университет имени Ф. Скорины», 2012
Введение…………………………………………………………..…... | ||
1 Учебная программа по дисциплине «Гидроэкология» …………. | ||
2 Тексты лекций………………………………………………..…….. | ||
Тема 1 | Гидроэкология как наука…………..………..…….……... | |
1.1 Предмет, задачи и методы дисциплины……………. | ||
1.2 Связь гидроэкологии с другими дисциплинами…… | ||
1.3 История возникновения и развития гидроэкологии………………………………………… | ||
1.4 Основные направления гидроэкологии…………….. | ||
Тема 2 | Общая характеристика гидросферы……………….......... | |
2.1 Происхождение и формирование гидросферы….….. | ||
2.2 Водные ресурсы планеты………………………….… | ||
2.3 Важнейшие свойства воды………………………….. | ||
2.4 Круговорот воды и значение гидросферы………..… | ||
Тема 3 | Экологическая зональность водоемов………………….. | |
3.1 Экологическая зональность Мирового океана и морей………………………………………………….. | ||
3.2 Экологическая зональность озер….…………..…….. | ||
3.3 Экологическая зональность речных систем………... | ||
Тема 4 | Основные физико-химические факторы водной среды... | |
4.1 Механико-динамические свойства воды и грунта … | ||
4.1.1 Движение воды……………….………………… | ||
4.1.2 Вязкость воды………………….…….…………. | ||
4.1.3 Плотность воды…………………..…………….. | ||
4.1.4 Механико-динамические свойства грунтов….. | ||
4.2 Температура, свет, магнетизм, звук…………………. | ||
4.2.1 Температура…….………………………………. | ||
4.2.3 Свет………..…………………………………….. | ||
4.2.3 Звук, электричество и магнетизм………..…….. | ||
4.3 Растворенные и взвешенные в воде вещества…....… | ||
4.3.1 Растворенные газы………..……………………. | ||
4.3.2 Растворенные минеральные соли…………..…. | ||
4.3.3 Растворенные органические вещества………… | ||
4.3.4 Взвешенные в воде вещества…..……………… | ||
4.4 Активная реакция и окислительно-восстановитель- ный потенциал ……………………………………….. | ||
Тема 5 | Экологические группы гидробионтов…………....……... | |
5.1 Планктон……………..……………………………….. | ||
5.2 Нектон………………………..……………………….. | ||
5.3 Плейстон и нейстон…………….…………………….. | ||
5.4 Бентос и перифитон..…..………………………..…… | ||
Тема 6 | Гидробиоценозы как биологические системы гидросферы……………………………………………….. | |
6.1 Общая характеристика гидробиоценозов……….….. | ||
6.2 Структура гидробиоценозов…………..……………... | ||
6.3 Разнообразие гидробиоценозов……..…………….. | ||
Тема 7 | Антропогенное воздействие на гидросферу ………….... | |
7.1 Использование пресной воды …………………..…… | ||
7.2 Источники и последствия антропогенных воздейст- вий на гидросферу…………………………………... | ||
7.3 Загрязненная вода и здоровье человека…..………… | ||
7.4 Общие сведения о методах очистки сточных вод….. | ||
Тема 8 | Естественное самоочищение водоемов …………….…... | |
8.1 Понятие о самоочищении водоемов………..……….. | ||
8.2 Факторы самоочищения……………………….…….. | ||
8.3 Роль отдельных групп гидробионтов в самоочище- нии водоемов…………………………………………. | ||
8.4 Скорость самоочищения, мероприятия по его усилению……..………………………………………. | ||
Тема 9 | Мониторинг поверхностных вод и биоиндикация …….. | |
9.1 Мониторинг поверхностных вод…………….……… | ||
9.2 Биоиндикация……………………..………………….. | ||
Тема 10 | Водные ресурсы Беларуси ……………………….……… | |
10.1 История изучения………………………………….... | ||
10.2 Состояние водных ресурсов ………………….……. | ||
10.3 Важнейшие водные объекты Беларуси, их харак- теристика ……………………………………………. | ||
10.4 Биоразнообразие водных экосистем Беларуси……. | ||
10.5 Водные ресурсы Полесского региона……………... | ||
3 Лабораторные работы………..…………………………………….. | ||
4 Практические занятия ……………………………………………... | ||
5 Терминологический словарь…………………..………………….. | ||
Литература …………………………………………………………… | ||
Приложения ………………………………………………………….. |
Начало 21 века характеризуется все возрастающим антропогенным воздействием на окружающую среду, обусловленным ростом численности населения, интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Водные ресурсы планеты в результате такого воздействия претерпевают глубокие и зачастую необратимые изменения. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 2005 по 2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни», подчеркивая крайнюю необходимость охраны и рационального использования водных ресурсов. Последнее невозможно без наличия экологических знаний.
|
|
|
|
Экологическое образование должно обеспечиваться на всех этапах общеобразовательного процесса. Экологические дисциплины входят в число обязательных при подготовке студентов в высших учебных заведениях. Расширению и углублению знаний в области экологии будут способствовать не только учебные пособия по общей экологии, но и по экологии атмосферы, литосферы, гидросферы.
Изучением водных экосистем, их структуры и закономерностей функционирования, включая взаимодействие между водной средой и обитающими в ней организмами, занимается раздел экологии, который называется гидроэкологией.
Познание механизмов функционирования водных экосистем служит основой для решения многих практических задач, связанных с повышением продуктивности водоемов, улучшением качества воды, проведением водоохранных мероприятий, т.к. вода является одним из факторов, определяющих состояние окружающей среды, социальную сферу и экономику.
Гидроэкология является молодой и современной экологической дисциплиной, что обусловливает необходимость издания учебных пособий, которые способствовали бы доведению до студентов современных экологических знаний. Однако, учебных пособий по водной экологии, или гидроэкологии, в Беларуси недостаточно.
В учебно-методическом комплексе освещаются общие и специальные вопросы гидроэкологии, приводятся сведения о гидросфере, дается характеристика основных экологических факторов водной среды, излагаются положения по самоочищению водоемов и процессам формирования качества воды, освещаются последствия антропогенного воздействия на водоемы, приводится характеристика основных групп гидробионтов, обосновывается необходимость рационального использования водных ресурсов. В учебно-методическом комплексе также освещается состояние основных водных объектов Республики Беларусь, в том числе, Гомельского Полесья.
|
|
В учебно-методический комплекс входят тексты лекций, задания для практических занятий и лабораторных работ. Тексты лекций включают перечень основных освещаемых вопросов. Излагаемый материал сопровождается таблицами, схемами, рисунками. Лабораторные и практические занятия разработаны с учетом детального изучения студентами основных групп водных растений и животных, их роли в экосистемах. С целью более глубокого усвоения материала к каждой лабораторной работе приводятся вопросы для самоконтроля.
Структура и содержание лекционного материала, заданий для лабораторных и практических занятий базируются на методических рекомендациях, изложенных в Руководствах по методам оценки качества воды и состояния водных экосистем. Рассматриваются и используются национальные и международные гидроэкологические показатели, применяемые при мониторинге.
Учебно-методический комплекс адресован студентам специальности 1-33 01 02 «Геоэкология», которые изучают дисциплину «Гидроэкология», и предназначен для повышения эффективности самостоятельной работы студентов, увеличения наглядности и информативности материала, используемого на лабораторных и практических занятиях, организации научно-исследовательской работы студентов.
1 Учебная программа по дисциплине «Гидроэкология»