Энергетическая и экономическая эффективность экологии страны

Сегодня все экономически развитые страны рассчитывают показатели траты воды, газа, нефти на единицу ВВП, а объем загрязнения – на единицу продукции.

· по показателям энергоэффективности РФ отстает от среднеевропейского уровня более чем в 5 раз;

· по объему выбросов СО2 – в 4 раза;

· по водопотреблению – в 50 раз;

· по выбросам оксидов серы, азота и других в атмосферу и водные объекты на единицу продукции, наши показатели в несколько раз хуже;

· в 2006 году выброс загрязняющих веществ в воздух на 1 кВт/час электроэнергии составил 3,2 г, что выше среднемировых показателей в 3 раза;

· из-за низкой степени переработки попутного газа, объем выбросов загрязняющих веществ от 1 т добытой нефти превышает среднемировой в 5 раз. В металлургии, при производстве стали – в 8 раз;

· в Великобритании, на производство продукции стоимостью 1$ расходуется 0,007 м3 воды, в РФ – 0,3 м3.

Экологические проблемы усугубляются сложным лицензированием деятельности по выбросам и отходам, коррумпированностью, низкими штрафами.

В РФ, 40 млн. человек (28% всего населения) проживают на экологически неблагоприятных территориях, составляющих 12% площади страны. 1 млн. чел. живут в условиях особо опасных уровней загрязнения (Карабаш).

Действия, позволяющую изменить экологическую ситуацию к лучшему:

1. В мае 2008 г. указом Президента учреждено Министерство природных ресурсов и экологии (МПРиЭ) – новая система управления охраной окружающей среды. На деле, ничего не изменилось. В МПРиЭ вошли федеральные службы: по гидрометеорологии и мониторингу ОС, по надзору в сфере природопользования, по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), и федеральные агентства: по водным ресурсам, по недропользованию.

2. Изменение действующего законодательства в области ООС по трем направлениям:

2.1. Изменение системы гос. регулирования в сфере охраны природы:

а) замена получения разрешения на выбросы, сбросы и отходы для малого и среднего бизнеса подачей декларации;

б) поэтапное повышение платы за выбросы;

в) использование наилучших существующих технологий, установление для них льгот и субсидий.

2.2. Внедрение современных методов управления в области экологии: эк. страхования, эк. сертификации, эк. аудита – обязательных и добровольных.

2.3. Использование экологического стимулирования при применении экологических технологий:

а) снижение налоговых ставок и субсидии при использовании возобновляемых видов энергии, технической модернизации, строительстве очистных сооружений, объектов по утилизации отходов:

б) стимулирование вторичной переработки отходов. Внедрение региональных налогов на экологически неблагоприятную продукцию.

3. Возрождение государственной экологической экспертизы. Она была формальной и носила рекомендательный характер. Отсюда большое число предприятий, не отвечающих экологическим требованиям.

4. Занятие проблемами экологического ущерба (опасных отходов). В РФ 194 «горячие» точки, где проживает 10 млн. чел.

5. Улучшение контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования.

План действия правительства РФ на 2012 год:

1) сократить на 20% объемы загрязнений воздуха, водных источников и образования отходов.

2) увеличить на 11 млн. га площадь территорий, занятых заповедниками и национальными парками.

Стратегия социального-экономического развития РФ на 2020 год:

1) снижение уровня энергоемкости предприятий страны на 40%.

2) уменьшение числа экологических «горячих» точек и численности населения, проживающих в этих условиях.

Распоряжение Правительства

Российской Федерации

от 17 ноября 2008 г. N 1662-р

(редакция 08.08.2009г.)

КОНЦЕПЦИЯ

ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(Выдержки из документа)

11. Экологическая безопасность экономики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: