Сегодня все экономически развитые страны рассчитывают показатели траты воды, газа, нефти на единицу ВВП, а объем загрязнения – на единицу продукции.
· по показателям энергоэффективности РФ отстает от среднеевропейского уровня более чем в 5 раз;
· по объему выбросов СО2 – в 4 раза;
· по водопотреблению – в 50 раз;
· по выбросам оксидов серы, азота и других в атмосферу и водные объекты на единицу продукции, наши показатели в несколько раз хуже;
· в 2006 году выброс загрязняющих веществ в воздух на 1 кВт/час электроэнергии составил 3,2 г, что выше среднемировых показателей в 3 раза;
· из-за низкой степени переработки попутного газа, объем выбросов загрязняющих веществ от 1 т добытой нефти превышает среднемировой в 5 раз. В металлургии, при производстве стали – в 8 раз;
· в Великобритании, на производство продукции стоимостью 1$ расходуется 0,007 м3 воды, в РФ – 0,3 м3.
Экологические проблемы усугубляются сложным лицензированием деятельности по выбросам и отходам, коррумпированностью, низкими штрафами.
|
|
В РФ, 40 млн. человек (28% всего населения) проживают на экологически неблагоприятных территориях, составляющих 12% площади страны. 1 млн. чел. живут в условиях особо опасных уровней загрязнения (Карабаш).
Действия, позволяющую изменить экологическую ситуацию к лучшему:
1. В мае 2008 г. указом Президента учреждено Министерство природных ресурсов и экологии (МПРиЭ) – новая система управления охраной окружающей среды. На деле, ничего не изменилось. В МПРиЭ вошли федеральные службы: по гидрометеорологии и мониторингу ОС, по надзору в сфере природопользования, по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), и федеральные агентства: по водным ресурсам, по недропользованию.
2. Изменение действующего законодательства в области ООС по трем направлениям:
2.1. Изменение системы гос. регулирования в сфере охраны природы:
а) замена получения разрешения на выбросы, сбросы и отходы для малого и среднего бизнеса подачей декларации;
б) поэтапное повышение платы за выбросы;
в) использование наилучших существующих технологий, установление для них льгот и субсидий.
2.2. Внедрение современных методов управления в области экологии: эк. страхования, эк. сертификации, эк. аудита – обязательных и добровольных.
2.3. Использование экологического стимулирования при применении экологических технологий:
а) снижение налоговых ставок и субсидии при использовании возобновляемых видов энергии, технической модернизации, строительстве очистных сооружений, объектов по утилизации отходов:
б) стимулирование вторичной переработки отходов. Внедрение региональных налогов на экологически неблагоприятную продукцию.
|
|
3. Возрождение государственной экологической экспертизы. Она была формальной и носила рекомендательный характер. Отсюда большое число предприятий, не отвечающих экологическим требованиям.
4. Занятие проблемами экологического ущерба (опасных отходов). В РФ 194 «горячие» точки, где проживает 10 млн. чел.
5. Улучшение контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования.
План действия правительства РФ на 2012 год:
1) сократить на 20% объемы загрязнений воздуха, водных источников и образования отходов.
2) увеличить на 11 млн. га площадь территорий, занятых заповедниками и национальными парками.
Стратегия социального-экономического развития РФ на 2020 год:
1) снижение уровня энергоемкости предприятий страны на 40%.
2) уменьшение числа экологических «горячих» точек и численности населения, проживающих в этих условиях.
Распоряжение Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
(редакция 08.08.2009г.)
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(Выдержки из документа)
11. Экологическая безопасность экономики