ИСО – международная организации по стандартизации.
Цель ИСО - содействие развитию стандартов и стандартизации в целом в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а так же для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.
Для реализации этой цели ИСО:
· Издает рекомендации по координации и унификации национальных стандартов.
· Устанавливает международные стандарты.
· Организовывает взаимообмен информацией о работе стран-участниц.
· Сотрудничает с другими международными организациями.
· Способствует разработке новых стандартов, по общим правилам.
· Способствует разработке единой терминологии.
· Способствует новым направлениям и технологиям.
СТАКО – комитет по научно техническим принципам стандартизации, изучает научные принципы стандартизации, оказывает методическую помощь совету ИСО по методике разработки стандартов. Занимается терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.
|
|
ИНФКО – комитет по научно-технической информации. Осуществляет руководство действующей в ИСО информационной системой ИСОНЕТ. Способствует гармонизации деятельности информационных центров по стандартам, техническим регламентам и смежным вопросам рекомендуя единые системы классификации и индексирования стандартов и соответствующей информации.
РЕМКО – комитет по стандартным образцам, координирует деятельность ИСО по стандартным образцам с международными организациями.
ПЛАКО – комитет по планированию. Призван обеспечивать техническую координацию ИСО и МЭК, и оперативно решать вопросы совместного планирования, а также не допускать или устранять имеющиеся дублирования в технической работе этих организаций.
КАСКО – комитет подтверждения соответствия. Изучает вопросы подтверждения соответствия продукции, процессов, услуг и систем качества требованиям стандартов.
ДЕВКО – комитет помощи развивающимся странам (комитет по проблемам развивающихся стран). Изучает требования и запросы развивающихся стран в области стандартизации и рекомендует меры помощи развивающимся странам.
КОПОЛКО – комитет по политике в сфере потребления (комитет по защите интересов потребителей). Изучает вопросы содействия потребителям связанным с обеспечением их интересов путем стандартизации.
Табл. 13.1. Организационная структура ИСО.
Сертификация
Сертификация – подтверждение, удостоверение соответствия.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
|
|
Сертификация продукции – процедура, посредством которой независимо от изготовителя\продавца\исполнителя и потребителя\покупателя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
Сертификат соответствия – это документ, который подтверждает, что данная продукция\процесс\услуга соответствует установленным требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа по заданным параметрам (оговоренным в сертификате требованиям).
Сертификат безопасности – тоже сертификат соответствия, но утверждающий, что продукция\процесс\услуга соответствует требования стандарта по показаниям безопасности.
Сертификат качества – сертификат соответствия, но с большими правами, он подтверждает, что продукция, процесс или услуга соответствуют всем потребительским показателям стандарта.
Система сертификации – это система, имеющая свои собственные правила, процедуры и руководства для проведения сертификации (национальный\региональный\международный уровень).
Знак соответствия – охраняемый законом знак, указывающий, что данная продукция\технологический процесс\услуга находятся в соответствии с конкретным стандартами или другими нормативными документами, устанавливающими требования к ним.
Лекция №14 [09.12.2012]
Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации.
Характер сертификации | Обязательная | Добровольная |
Основные цели проведений | Обеспечение безопасности и экологичности товаров \ работ \ услуг | Обеспечение конкурентоспособности продукции \ услуги предприятия. Реклама продукции \ услуги, соответствующая не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции \ услуги |
Основания для проведения | Законодательные акты РФ | По инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. |
Объекты | Перечни товаров \ работ \ услуг подлежащие обязательной сертификации, утверждённые постановлением Правительства РФ | Любые объекты |
Сущность оценки соответствия | Оценка соответствия обязательным требования. Предусмотренным соответствующим законом, вводящим обязательную сертификацию | Оценка соответствия любым требованиям заявителя (по объектам, подлежащим обязательной сертификации, как правило, оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные) |
Нормативная база | ГОСТы, санитарные нормы и правила, и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров \ работ \ услуг | Стандарты различных категорий, технические условия, и другая техническая документация, предложенная заявителем. |
Законодательная база сертификации в РФ:
ñ Закон РФ «О стандартизации» №5154-1
ñ Закон «О сертификации продукции и услуг» №5151-1
ñ Закон «Об обеспечении единства измерений» №4871-1
Законы, вводящие обязательную сертификацию.
ñ Закон «О защите прав потребителей».
ñ Закон «Об основах охраны труда РФ».
ñ Закон «Об оружии».
ñ Закон «О связи».
ñ Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
ñ Закон «О пожарной безопасности».
ñ Закон «О безопасности дорожного движения».
ñ И т.д.[20].
Стороны, участвующие в сертификации:
1. Первая сторона — поставщик \ производитель \ продавец.
2. Вторая сторона — покупатель \ потребитель.
3. Третья сторона — лицо \ орган признанные независимыми ни от поставщика, ни от покупателя.
Лекция №15 [17.12.2012]
Этапы проведения сертификации:
l Заявка на сертификацию.
l Рассмотрение и принятие решения по заявке.
|
|
l Отбор и идентификация образцов и их испытания.
l Проверка производства (если предусмотрена схема сертификации).
l Анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата.
l Выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия.
l Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.
Аккредитация основывается на следующих основных принципах:
l Добровольность.
l Компетентность.
l Независимость.
l Недопущение дискриминации и принятия пристрастных решений обеспечивается применением при аккредитации единых критериев..
l Общедоступность (прозрачность).
l Критерии аккредитации, на основании которых оценивается компетентность субъектов аккредитации установленных стандартов системы добровольной сертификации ИССИ прямого применения Руководств ИСО/МЭК и нормативных документов, разработанных аккредитующим органом, с учётом специфики рода деятельности субъекта аккредитации.
l При проведении аккредитации должна соблюдаться конфиденциальность информации составляющей коммерческую тайну заявителя.
l Официальный язык — русский.
Структура системы сертификации продукции:
Схема «Система сертификации»:
Классификация показателей качества продукции
Признак показателей качества | Группы |
1. По количеству характеризуемых свойств. | Единичные Комплексные Интегральные |
2. По характеризуемым свойствам. | Назначения. Надёжности. Экономичности. Эргономические. Эстетические Технологичности. Стандартизации и унификации. Патентно-правовые. Экологические. Безопасности. Транспортабельности. |
3. По способу выражения. | В натуральных единицах. В стоимостном выражении. |
4. По этапам определения значения показателей. | Прогнозные. Проектные. Производственные. Эксплуатационные. |
1. Госстандарт РФ.
2. Технические центры Регистра.
3. Совет по сертификации систем качества и производства.
4. Комиссия по апелляциям.
5. Научно методический комитет Регистра.
|
|
6. Органы по сертификации систем качества и производств.
7. Организации с сертифицированной системой качества.