1) Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве,
безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.
2) Самыми видными итальянскими современниками Лоренсо Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона.
3) Рим (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями
Барокко в России
В России барокко появляется еще в XVII веке ("нарышкинское барокко", "голицынское барокко"). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое "петровское барокко", и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинского и Б. Растрелли.
Русское барокко - стиль в искусстве (в первую очередь, в архитектуре, скульптуре и живописи); российская "реплика" европейского стиля барокко в полной мере сложившаяся в русском искусстве к концу первой половины XVIII века.
Этот стиль, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления - Ф.Б. Растрелли.
Главные представители русского барокко-
Русское барокко было первой ступенью связи русской архитектуры с европейскими течениями. В качестве примера можно привести ранние работы В.И. Баженова в Москве, такие как дом Пашкова (1784 - 1787) и грандиозный проект перестройки Кремля. Примером служить может также носящая черты и барокко, и классицизма архитектура резиденций в окрестностях Петербурга - Царское село (ныне г. Пушкин) и Петродворец, в сооружение которых, включая обширные окружающие парки, большой вклад внесли итальянцы Б. Растрелли (автор проекта Зимнего дворца в Петербурге) и Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и русский архитектор И. Старов.
Главным представителем классицизма в Москве был М.Ф. Казаков - автор проекта зданий Московского сената в Кремле, Голицынской больницы (1801), Московского университета (1785) и ряда летних резиденций в окрестностях Москвы.
Характерные черты русского барокко
Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромия фасадов, где интенсивно окрашенные стены служат декоративным деталям. Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.
Симфония барочного изобилия (или хотя бы отдельные ее ноты) звучит в наших интерьерах уже три столетия. Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса - и во дворцах, и в хижинах. Так, сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были, по сути, вариантами наивного народного подражания великолепной "дворцовости", однако дешевыми материалами. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах также запечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского? Во-первых, это все же отраженный свет "далекой европейской звезды" первоисточника, воображаемого счастья некой прекрасной и благополучной земли. Причем многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько, что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского барокко.
Повсюду - и в мебели, и в украшении интерьеров - мы видим обилие декора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна. Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения.
Русское барокко конца XVII - начала XVIII веков - первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.
Франческо Растрелли
Франческа Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Отец Франческа, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником. Франческа Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.
Творчество Растрелли
Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Наиболее ярко проявился в середине XVIII в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления - Ф.Б. Растрелли - сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675 - 1744). Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф.Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение. В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, куда его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1730 по 1763 год был архитектором императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Построил дворцы герцога Бирона в Рундале (1736 - 1740) и Митаве (1738 - 1740). Оба дворца расположены в Латвии.
Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741 - 1744 годы; не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова, Строгановский дворец, с 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1752 - 1757 - перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне - город Пушкин).
Екатерининский дворец
Ярким примером Русского барокко является Большой Екатерининский дворец в городе Пушкин (ранее Царское Село). История Ленинграда и пригородов тесно взаимосвязана. Город на Неве и многочисленные дворцы и парки вокруг него представляют по сути своей единое целое. Да и застраиваться они стали практически одновременно. С освобождением русских земель от шведских завоевателей и началом строительства Петербурга начинается освоение и прилегающих к нему территорий. Так, уже в начале XVIII веке появляются первые сооружения - прообразы будущих дворцов - в пригородной зоне - там, где ныне разместились целые города: Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск, Гатчина.
Создание блистательного ожерелья дворцов и парков вокруг города ознаменовало собой великое торжество русского народа, его победу в многолетней борьбе с иноземными захватчиками. Эта торжественность претворена и в оформлении дворцов, особенно петергофской резиденции царя. Именно это стремление было первопричиной столь пышного облика пригородных новостроек, характерного для стиля русского барокко с его подчеркнутой представительностью и праздничностью; именно торжество вновь свободной земли, а не стремление, как считают некоторые исследователи, царя и его приближенных перещеголять западноевропейцев.
Загородные резиденции возводились руками многих тысяч русских умельцев, согнанных сюда из различных уголков России. Великие замыслы выдающихся зодчих, скульпторов и художников воплощали в жизнь замечательные мастера, народные умельцы, искусство которых служит образцом для современников.
Большой Екатерининский дворец - это бывший императорский дворец. Он один из самых крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга.
В 1724 г. это сельское поселение стало называться Царским Селом.
Эта территория была подарена Петром I его жене Елизавете Александровне. В 1717 - 1723 годах для нее был выстроен небольшой каменный дворец и разбит регулярный сад. В период царствования Елизаветы в Царском Селе еще шире развернулись строительные работы, в которых принимали участие выдающиеся архитекторы М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский. Затем по проектам Б. Растрелли Царское Село превратили в один из самых грандиозных архитектурно-парковых ансамблей.
Дворец в Царском Селе был так украшен, что при ярком солнечном освещении на него нельзя было смотреть. Это вполне вероятно, так как только на наружное покрытие было потрачено "6 пудов, 17 фунтов и два золотника" червонного золота - более 100 кг.
Здание дворца было заложено по приказу Екатерины Великой в 1717 году, представляя собой позднее барокко.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе под руководством архитектора И.Ф. Браунштейна началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием "каменных палат" Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили празднество, во время которого "палили из 13 пушек трижды". На торжестве присутствовали царь и крупные государственные деятели. В то время дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение.
В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 - начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М.Г. Земцова, однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А.В. Квасов и его помощник Дж. Трезини, но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С.И. Чевакинский, который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
С конца 1748 по 1756 год строительство Царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф.Б. Растрелли.10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.
Дворец, возведенный в стиле барокко, восхищал своими размерами, мощной пространственной динамикой и "живописностью" декора. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.
Дворцовые фасады Растрелли украсил фигурами атлантов, кариатид, львиными масками и другими лепными украшениями, выполненными по моделям скульптора И.Ф. Дункера. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо - купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный плац, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами.
Столь же роскошно Растрелли украсил и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, декорированная золоченой резьбой, получила название "золотой". Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность парадных комнат равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Дворцовой церкви.
В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В.П. Стасов создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле - все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.
Последним аккордом в анфиладе дворца стала Парадная лестница, созданная в 1860-1863 годах И.А. Монигетти в стиле "второго рококо".
Характерные особенности дворца
Характерная особенность облика Екатерининского дворца - большие, почти на всю высоту стен, часто поставленные окна, обрамленные фигурными барочными наличниками с рельефной выкруткой на лепных кронштейнах в верхней части, а также сложнопрофилированный карниз большого выноса. Барочному облику здания контрастно противопоставлен классический декор интерьеров, созданный в 1785 - 1800 годах по проекту Д. Кваренги.
В Екатерининском дворце имеется девять помещений, образующих две параллельные анфилады, одновременно связанные между собой. Восточная анфилада включает Зеленую гостиную, Желтый зал. Синюю гостиную; западная - Переднюю (Вестибюль), Подогревальню, Опочивальню (Спальню), Кабинет. К передней примыкают Угловая (Павловская) гостиная и Проходная.
Декор парадного Желтого зала, Зеленой и Синей гостиных, выходящих окнами в Монплезирский сад, а также Передней, Спальни и Кабинета отличен благородной простотой и стройностью. В обработке стен и потолков этих высоких, просторных, светлых помещений, кажущихся большими от зеркал в межоконных простенках, искусно варьируется различная расколеровка гладких стен, определяющая даже название интерьеров, декоративная роспись в манере гризайль, лепные панно и рельефы, а также классические архитектурные элементы - пилястры кронштейны, сандрики, профилированные тяги.
Важная роль в декоре интерьеров Екатерининского дворца отведена живописи, исполненной темперой по штукатурке в манере гризайль. Живописными композициями декорированы стены, десюдепорты, но главным образом - падуги и потолки. По своему образному строю живопись типична для классицизма.
Интерьеры Екатерининского корпуса обставлены художественной мебелью, отвечающей стилистике и функциональному назначению помещений, а также украшены часами и другими предметами из бронзы русской и французской работы.
С момента постройки Екатерининский корпус служил для пребывания “высочайших особ”. Здесь устраивались приемы, балы, маскарады, карточные вечера. В 1930 году он был превращен в музей. В годы оккупации деревянный флигель полностью сгорел, а каменный корпус безжалостно разрушен. Потребовались многолетние усилия, чтобы 18 июня 1984 года была закончена первая очередь основных реставрационных работ, которые в настоящее время вступили в завершающую фазу при свободном доступе посетителей в открытые для осмотра интерьеры.
Питер Пауль Рубенс
Барокко для некоторых исследователей — это направление в европейской живописи, архитектурный стиль, культурное явление, которое нашло свое лучшее отражение в изобразительном и прикладном искусстве. Для них понятие «барокко» относится главным образом к визуальным формам выражения. На самом деле барокко — это мировоззрение, сформировавшееся под влиянием культуры эпохи Возрождения, от которой его отделяет духовный и религиозный кризис, вызванный Реформацией. Вот почему для искусства барокко характерны резкие контрасты: художники наслаждаются чувственной красотой предметов, сочно рисуют мельчайшие детали и в то же время размышляют о вечности и тайнах бытия.
Во всех видах искусства мировоззрение барокко воплотилось в динамичном сочетании трех элементов: мастерское владение формой, желание создать бурное движение и увлечение орнаментикой. После периода крайнего аскетизма, сменившего вычурность маньеристов, церковь стала проявлять меньшую строгость по отношению к художникам, наступил расцвет всех искусств. Синтез живописи, скульптуры, архитектуры породил новое отношение к пространству. Рим дал начало новому стилю, который распространялся иезуитами и поддерживался церковью, видевшей в изобразительных искусствах средство утверждения догматов веры.
В XVII в. появилась живопись нового типа. Итальянский критик Луиджи Салерно так определил ее главный принцип: «Изображение отныне не сводится только к линии и цвету, художник хочет передать нечто выходящее за пределы линий, краски и перспективы, воздействующее на чувства и воображение зрителя».
Чтобы пробудить фантазию, художник стремится разрушить барьер между зрителем и произведением искусства и придать картине беспредельность.
Все эти качества характерны для творчества Рубенса.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в небольшом городке Зигене, в Германии. Будущий художник происходил из буржуазной семьи. Его дед был владельцем аптеки и торговцем пряностями, отец — известным юристом, мать, Мария Пейпелинкс, — дочерью купца.
В 1568 г. семья Рубенсов переехала из Антверпена в Кёльн, где Ян Рубенс получил должность секретаря при дворе Анны Саксонской, жены Вильгельма I Оранского.
Рубенс учился в католической школе, где его учителями были иезуиты. Отсюда блестящее знание латыни и античной мифологии — Рубенс позднее считался одним из лучших ее знатоков. Он свободно писал по-итальянски, по-французски, владел немецким, испанским и английским. Чтобы обучить сына хорошим манерам, его мать определила мальчика в пажи к принцессе Маргарите де Линь. Здесь Рубенс, помимо того что научился изящно писать, хорошо говорить, уверенно держаться, основательно ознакомился с филологическими и теологическими науками.
В 1591 г. Питер Пауль начал учиться живописи. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта, около четырех лет — у Адама ван Норта, еще два года — у Отто Вениуса. В 1598
Микеланджело да Караваджо
Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Четыре последних года Караваджо провёл в скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве, и умер в полной нищете. Его картины вызывали к себе сложное отношение современников: восторги сочетались с яростными нападками.
Караваджо — уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии. В конце XVI в. здесь развивались традиции яркой и эмоционально выразительной венецианской живописи, а также маньеризма с его стремлением к творческой свободе. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.
Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1б0б г. В мастерской модного тогда художника Чезари д'Арпино он выполнял натюрморты на его монументальных полотнах.
На картине молодого мастера «Вакх с чашей в руках» (около 1593 г.) античный персонаж, любимый живописцами Возрождения, предстаёт в непривычном виде. Художник делает его нарочито неприятным, тщательно прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В произведениях Караваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека.
После ухода из мастерской д'Арпино круг тем Караваджо значительно расширился. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор сложившимся представлениям. Например, Юдифь, молодая иудейка, которая обезглавила ассирийского полководца Олоферна и таким образом спасла свой город от порабощения, в эпоху Возрождения всегда изображалась как героиня, совершившая подвиг. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г.) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события.
В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90-х гг. XVI в.) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г.) — встречи апостолов с воскресшим Христом представлены как незатейливые бытовые сцены. Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Божественный свет, который озаряет учеников и подчёркивает их удивление, беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с Богом.
У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка — это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.
На рубеже XVI—XVII вв. Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов.
Три картины, посвящённые апостолу Матфею, были написаны для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме в 1597—1600 гг. (одна из них погибла в 1945 г.). Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг.). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною». Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя.
Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме (1600—1601 гг.). Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?». Событие, изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Свет, излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и заставляет в бессилии упасть под ноги лошади. Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла, от этого ещё острее чувствуется его беспомощность. На картине «Распятие апостола Петра» великий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли.
Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В «Успении Богоматери» (1605— 1б0б гг.) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Согласно церковной традиции, изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти.
Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед распятием). Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г.) для собора Сан-Джованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Кажется, Его фигура буквально излучает яркое, озаряющее всё пространство сияние, которое притягивает, завораживает зрителя. Художник запечатлел Христа в момент тяжелейших страданий сильным и прекрасным не только духовно, но и физически.
Обращение Апостола Павла
Святой апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову. Он родился в киликийском городе Тарсе в Малой Азии. Город славился греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев и вышедший из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе он получил первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой. В его последующих речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.
Для продолжения образования и воспитания родители отправили Савла в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который считался знатоком Закона. Несмотря на принадлежность к партии фарисеев, Гамалиил был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости.
В Иерусалиме, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки. Это потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника): после завершения образования он проявил себя ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой.
Савл одобрил убиение архидиакона Стефана (по некоторым свидетельствам, его родственника) и даже охранял одежды побивавших святого мученика камнями. Савл получил разрешение Синедриона официально преследовать христиан за пределами Палестины.
Господь, усмотревший в Савле "сосуд, избранный Себе", призвал его к апостольскому служению чудесным образом.
В 34 году Савл был направлен в Дамаск с поручением от первосвященников предать на мучения скрывавшихся там христиан. На пути Савла осиял Божественный Свет. Сопровождавшие его воины упали на < землю, а сам он услышал голос, говоривший ему: "Савл! Савл! Что ты гонишь меня? Трудно тебе идти против рожна". Савл спросил: "Кто ты, Господи?" Голос ответил: "Я Иисус, которого ты гонишь. Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того явился тебе, чтобы проставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе…"
Бог возвестил Савлу, что ему надлежит идти с проповедью учения Христова к язычникам, "чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою получили прощение грехов…"
Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. От Божественного Света Савл ослеп. Он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи. В Дамаске Савл три дня пребывал в посте и молитве, не принимая пищи и пития.
В этом городе жил один из семидесяти учеников Христа — святой апостол Анания. Господь в видении открыл ему всё случившееся с Павлом и повелел идти к бедному слепцу, чтобы, возложив на него руки, вернуть ему зрение.
Апостол Анания исполнил повеление, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречён Павлом.
С этого времени начинается новая эпоха в жизни святого Павла — его апостольское служение. Он становится ревностным последователем Христа и его Божественного учения. Он горячо проповедует в синагогах Дамаска о том, что Христос есть истинный Мессия — Сын Божий. Иудеи, знавшие Павла как гонителя христиан, воспылали к нему гневом и решили убить его. Христиане спасли святого апостола: помогая ему уйти от погони, они спустили его в корзине из окна дома, примыкавшего к городской стене.
До своего обращения ко Христу Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий. Он думал оправдаться делами закона и ревностью в вере отцов.
Рембрандт Харменс ван Рейн
1606-1669 гг.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг.) голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Родился в семье мельника в Лейдене, где работал примерно до 1632 г., после чего переехал в Амстердам. В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту - умирает Саския. В этом же году он пишет своё самое выдающееся и известное полотно "Ночной дозор", композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом.
Его последние работы поражают отточенностью мастерства. На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 г. он потерял свою возлюбленную Хендрикье Стоффелс, а в 1668 г. - сына Титуса).
Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись, рисунок, офорт). Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времён.
Пир царя Валтасара
Высокомерие затмило разум Навуходоносора. Было решено воздвигнуть его громадное подобие (как Правителя Земли) на поле Деире, и от всех людей потребовали склониться пред ним в покорном почтении! Если люди смогут воспринять его как бога, тогда они обязательно будут повиноваться ему еще больше. Тем не менее, среди народа находились три еврея, отказавшиеся пасть на колени. Их религиозные убеждения не принимались в расчет. Хватит того, что они открыто не повиновались императору Навуходоносору. Огромная печь была раскалена всемеро – насколько возможно, и в нее бросили троих слуг Бога. Те, которые бросали их, умерли, вдохнув пламя. Навуходоносор и его вельможи, вглядываясь в печь, увидели всех троих нетронутыми и рядом с ними еще одного, похожего на Сына Божьего. Навуходоносор воздал честь Богу евреев и приказал всем людям кланяться Ему. Хотя Божьи люди сегодня могут быть подвержены огненным испытаниям, их, очевидно, не будут сжигать буквально в печи. Как бы там ни было, Божья сила способна поддерживать их сердца во всякой скорби.
Затем случилось так, что Навуходоносор потерял рассудок и наподобие животного ел траву (семь лет), после чего его рассудок вернулся к нему и он воздал хвалу Богу.
Потом был пир Валтасара, рукописание на стене и падение Вавилона, когда царство медов и персов, представленное серебром истукана и медведем в видении Даниила, захватило владения, над которыми в свое время господствовал Вавилон. Войско Кира повернуло Евфрат в сторону, проникло руслом реки и захватило город, казавшийся неприступным.
Вавилон – символическое название, данное в Откровении большой церковной системе. Ее падение, согласно описанию, произошло по той причине, что высохла символическая река Евфрат, чтобы приготовить путь Царям с востока – Царственному Священству, для которого Христос является Главой. Река символизирует людей и богатство (Откровение 17: 15).
Диего Веласкес
Веласкес собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez)] Диего (1599–1660), испанский живописец. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф.Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Рано обратившись к кругу новых для испанской живописи тем и образов, в сценах из народной жизни “бодегонес” (от испанского bodegon – харчевня) создал галерею ярко характерных, полнокровных народных типов (“Завтрак”, около 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Водонос”, около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма, интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись Веласкеса севильского периода с караваджизмом.
В 1623 Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с П.П.Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629, и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями, искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла.
ХРИСТОС В ДОМЕ МАРФЫ
В 10-ой главе Евангелия от Луки рассказывается о том, как Марфа, принявшая к себе в дом Христа и заботившаяся об Его угощении, укорила сестру за то, что та не помогала ей, а слушала Его. На это Христос ответил ей: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё" (Лк. 10:41–42). Эти слова Христа указывают нам, что надо предпочитать жизнь души, духовные интересы всему остальному. Жизнь постоянно требует от нас забот о теле, человек вынужден каждый день добывать и готовить себе еду, одежду, заботиться о своём жилище, о своей семье. Эти заботы у многих людей становятся единственным смыслом существования, и в этой суете забывается, что человеку ещё дана душа, о которой тоже надо заботиться, чтобы не впасть в животное состояние. А впасть так легко, и духовное опустошение в будничной суете происходит так незаметно!
Музыка Барокко
Музыка средневековья была довольно примитивной с точки зрения мелодии и гармонии. В эпоху Возрождения и Барокко чувствуются большие изменения. Итальянские музыкальные школы, в первую очередь, и отдельные композиторы других стран начинают создавать чудесные мелодии и удивительно прекрасные стихи, которые сопровождают друг друга. Но главным их стремлением было поиск и исследование новых форм: мелодические линии и гармонические прогрессии, комбинации инструментов, новые жанры и формы музыки. Прогресс, начавшийся в конце 16-го века, обрёл устойчивые формы, и в период 1700-1750 - "высокое барокко" можно ясно увидеть его кульминацию.
Было два основных географических центра развития музыки. Один в северной Германии и Голландии, композиторы Иоганн Фробергер, Иоганн Керль и, особенно, Дитрих Букстехуде концентрировали свои усилия на искусстве контрапункта, главным образом на фуге. Голос и орган были здесь главными элементами. Другим центром был юг Европы - Италия, здесь формировались инструментальные формы - сонаты и концерт.
Каждый период в музыке имеет свои некие узнаваемые клише, и многое из того, что типично для музыки Барокко - определённые каденции и построение мелодий имеет единое происхождение - Арканджело Корелли, который, кажется, повлиял на всех, начиная со своих современников и студентов до Георга Генделя, который был в Риме с 1704 по 1710. Из Рима "итальянское влияние" распространилось на север, в то время как строгие немецкие формы текли на юг, смешение производило общий стиль Барокко. Слияние музыкальных тенденций в разных частях Европы было удивительно обширным, учитывая относительно примитивные средства передвижения и связи. Антонио Вивальди, Франческо Джеминиани, Арканджело Корелли, Алессандро Скарлатти, Георг Гендель и многие другие встречались друг с другом или хорошо знали музыку друг друга. Иоганн Себастьян Бах отправился на север из Тюрингии и Саксонии - южных земель Германии, чтобы услышать Букстехуде, впоследствии он путешествовал в Дрезден и Берлин. Он нередко копировал музыку других композиторов, своих современников, обрабатывая её для других инструментов. Это был признанный метод исследования, широко практиковавшийся в эпоху Барокко.
Клаудио Монтеверди
(Monteverdi) (крещен 15.05.1567, Кремона - 29.11.1643, Венеция) - итальянский композитор. С детских лет служил певчим в Кремонском соборе; здесь обучался у органиста М. А. Индженьери, от которого воспринял технику полифонического письма (в первую очередь в жанре духовных мадригалов). В 1590 году переехал в Мантую и в течение 12 лет выполнял там обязанности певца и виолиста, позже - помощника капельмейстера. В 1599 году совершил поездку во Фландрию, где имел возможность познакомиться с фламандской и французской музыкой.
Первоначально Монтеверди получил известность как автор канцонетт и особенно мадригалов - светских и духовных. Первые три юношеских сборника мадригалов Монтеверди были изданы в 1582-1584 годах. Уже в этих ранних произведениях Монтеверди видна высокая полифоническая техника. При жизни Монтеверди было опубликовано около 10 сборников 4- и 5-голосных мадригалов; наиболее значительные из них - 5-голосные мадригалы, изданные в 7 сборниках в 1587-1619 годах. Отдельный сборник был посвящен "Любовным и воинственным" мадригалам (1638). В мадригалах Монтеверди вводит много новшеств в области гармонии и полифонии: скачки на септиму и нону, септаккорды, хроматизмы, параллельные квинты. Наряду с полифонией в мадригалах Монтеверди появляются черты аккордно-гармонического склада. К вокальным партиям Монтеверди часто добавлял инструментальное сопровождение (клавесин, лютня).
Сочинение мадригалов и канцонетт явилось важным этапом в подготовке Монтеверди к оперному творчеству. Немалую роль сыграло также знакомство Монтеверди с творчеством композиторов-флорентинцев, авторов первых опер - Пери, Каччини и др. В 1607 году Монтеверди получил заказ написать музыку к театральному представлению в Мантуанском герцогстве. Это была первая опера Монтеверди "Орфей", поразившая слушателей необычной трагедийной трактовкой мифологического сюжета. Вслед за "Орфеем" появился ряд других опер Монтеверди, упрочивших его славу оперного композитора (пост. в Венеции): "Ариадна" (1608), из которой сохранилась единственная знаменитая ария "Плач Ариадны", "Прозерпина" (1630), "Возвращение Улисса" (1641), "Коронация Поппеи" (1642). Наиболее новаторским произведением Монтеверди является "Коронация Поппеи", впервые в истории оперы написанная на подлинный исторический сюжет (события времен Нерона).
Начиная с 1613 года и до конца жизни Монтеверди служил руководителем капеллы святого Марка в Венеции. В течение 30 лет им было написано много церковной музыки; новаторство Монтеверди распространилось и на эту область творчества.
В 1637 году в Венеции при непосредственном участии Монтеверди был открыт первый оперный театр, в котором ставились и его оперы (в частности, "Ариадна" - 1639).
В историю музыки Монтеверди вошел как один из замечательных оперных композиторов своего времени, крупнейший представитель позднего Возрождения в Италии. Важной заслугой Монтеверди является введение в оперу ариозных номеров и драматических хоров, наряду с речитативами, характеризующими оперный стиль его предшественников. Монтеверди стремился подчинить музыку содержанию текста, создать индивидуальные музыкальные характеристики действующих лиц. Большую роль в этом играли гармонические и оркестровые средства. Монтеверди первый ввел в оперу увертюру, а также новые приемы в оркестре - тремоло и пиццикато струнных инструментов. Оркестр в операх Монтеверди достигает значительных размеров ("Орфей" - около 40 инструментов). Наряду со струнными и духовыми инструментами, вошедшими впоследствии в состав классического оркестра, Монтеверди использовал виолу, лютню, клавесин и орган.
До наших дней сохранилась музыка трех опер Клаудио Монтеверди: "Орфея", "Возвращения Улисса" и "Коронации Поппеи". Многие видные современные композиторы (Ф. Малипьеро, Респиги, Л. Даллапиккола, В д'Энди, Орф. и другие) перерабатывали оперы Монтеверди для современного исполнения. Полное собрание сочинений Монтеверди в 16 тт. издано в Италии под редакцией Ф. Малипьеро (1926-42).
Арканджело Корелли
Он родился 17 февраля 1653 года в старинном городе Фузиньяно в Нижней Романье в жутко просвещенной семье, учился игре на скрипке в Болонье у тамошних мастеров - Дж.Бенвенути, а кроме того у знаменитого венецианского виртуоза-импровизатора Бруньоли. Еще в юности Корелли добился такого искусства в области композиции, что был принят в болонскую Филармоническую академию семнадцати лет от роду. Не позже 1675 года Корелли появился в Риме, где с непрерывно нараставшим успехом играл в церквах, театрах, "академиях". Он начал вторым скрипачом в театральном ансамбле, после этого стал солистом, а в конце 1670-х - начале 1680-х годов - капельмейстером церковных концертов.
Необыкновенно единодушное и широкое признание в столице и знатоков, и широкой публики ни капли не вскружило ему голову. Он отличался большим артистическим темпераментом, разносторонними интересами (он, в частности, страстно любил и знал живопись; в его коллекции были работы Пуссена, Брейгеля, Маратта, Тревизани и других мастеров), трезвым и более того холодным умом. Корелли сосредоточенно и настойчиво совершенствовался под руководством композитора М.Симонелли и в начале 1680-х годов выступил с первым своим капитальным произведением - сборником двенадцати сонат для струнного трио в сопровождении органа.
В начале 1700-х годов он вошел в "Аркадскую академию", где сблизился с Генделем, Бернарде Пасквини и Алессандро Скарлатти.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист. Родился 21 марта 1685 года в городе Лейпциг. В биографии Иоганна Себастьяна Баха изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами. После смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. Затем Бах Себастьян Иоганн поступил учиться в певческую школу в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 годов была написана первая органная музыка Баха.
Закончив учебу, Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Затем его пригласили быть смотрителем в органном зале церкви города Арнштадт, после чего он стал органистом. За это время было написано множество произведений Баха. Позже он стал органистом в городе Мюльхаузен. В 1797 году Бах женился на Марии Барбаре – своей кузине. В биографии Баха тех времен было отмечено множество положительных сдвигов. Власти были довольны его работой, за издательство сочинения композитор получил вознаграждение..
Однако, Бах снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются трое детей. Музыка Баха наполняется лучшими веяниями того времени благодаря учению у других композиторов. Следующим нанимателем Баха, высоко ценившим его талант, был герцог Анхальт-Кётенский. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).
В 1920 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на певице. Счастливая семья имела 13 детей. Во время пребывания в Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха.
В 1923 году музыкант стал учителем при церкви, затем – музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал светскую, духовую музыку. За свою биографию Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»).
В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Однако сейчас по всему миру открыты музыкальные школы имени Баха, а на произведениях великого композитора выучили не одно поколение.