double arrow

Черты барокко в архитектуре Англии


Развитие барокко в Германии и Австрии

В XVIII в. Германия оставалась раздробленной на множество королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни не способствовали развитию страны. Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в трёх немецких государствах – Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии в первой половине XVIII столетия благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. Здесь работали знаменитые итальянские мастера: в Вюрцбурге – художник-монументалист Джованни Баттиста Тьеполо, а в Дрездене – мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто.

С Баварией связано творчество архитектора Бальтазара Неймана (1687-1753). Он автор резиденции архиепископа-курфюрста Франконии (1719-1744) в Вюрцбурге (Рис. 5.1), расписанной Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень протяженным фасадом – сто шестьдесят семь метров. Нейман оформил фасад крупными ризалитами. Нижний этаж выполнен просто и строго; верхние - украшены скульптурами, в которых, несмотря на обилие деталей, чувствуется гармония и тонкий вкус.

 
 


Рис. 5.1

Замечательным памятником барокко является также резиденция курфюрстов Саксонии под названием Цвингер в Дрездене (Рис. 5.2). Это строительство стало делом жизни архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана (1662-1736). Обширный двор, предназначенный для празднеств, Пёппельман окружил с трёх сторон двухэтажными павильонами, которые соединил одноярусными галереями с застеклёнными арками.

 
 


Рис. 5.2

Особенно выразительна галерея, в центре которой возвышается причудливой формы купол «ворот под короной» (Рис. 5.3). Сооружение пышно украшено в стиле барокко (скульптуру для него выполнил австрийский мастер Бальтазар Пермозер). Пышность убранства,

стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Австрии в стиле барокко, в том числе и храмовых. Такова церковь Св. Карла Борромея (Рис. 5.4), возведённая Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом (1656 – 1723) в Вене между 1715 и 1737 гг.

Рис. 5.3

Рис. 5.4

Рис. 5.5. И. Б. Фишер фон Эрлах. Траутзон. Садовый дворец. 1710 г.

Городские и загородные особняки в Австрии тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями – пилястрами, колоннами, арками со скульптурой (Рис. 5.5).

Контрольные вопросы и задания по теме «Развитие барокко в Германии и Австрии»

1. Каковы причины проникновения черт барокко в архитектуру немецких

государств?

2. Какие памятники архитектуры барокко Германии вы знаете?

3. Какие черты барокко, присущи постройке Бальтазара Неймана

(1687-1753) в Вюрцбурге?

4. Какие черты барокко присущи постройке Маттеуса Даниэля

Пёппельмана (1662-1736) в Дрездене?

5. Какие памятники архитектуры барокко Австрии вы знаете?

 
 


Рис. 6.1

Ни один из европейских стилей не существовал в искусстве Англии XVII – XVIII вв. в чистом виде, поскольку все они пришли на английскую почву гораздо позже, чем в другие страны. Поэтому, например, черты барокко и классицизма могли оригинально переплетаться в творчестве одного зодчего или даже в одной постройке.

Собор Святого Павла (Рис. 6.1), возведённый в 1675-1710 гг. по проекту Кристофера Рена (1632-1723), является необычным в истории архитектуры сочетанием средневекового собора с классическим куполом. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в Соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофере Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения).

Чтобы удержать этот фонарь, архитектор ввёл и третью часть – конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола – уникальное для XVIII века архитектурное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы. В частности он стал образцом для церкви Святой Женевьевы в Париже, построенной в 1757-1790 гг. французским архитектором Жаком Жерменом Суфло.

Королевский госпиталь в Гринвиче (Рис. 6.2) был возведен Кристофером Реном в 1696-1716 гг. недалеко от Куинз-хауса Иниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят на разделяющую их небольшую площадь. Эти колонны образуют очень эффектную перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом.

Видным английским архитектором был Джеймс Гиббс (1682-1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722-1726 гг.) (Рис. 6.4). Её фасад, обращенный к Трафальгарской площади, выполнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней. Эта церковь послужила образцом для многих церквей не только в Англии, но и в Америке и даже в Индии.

 
 


Рис. 6.2

 
 


Рис. 6.3

Другая значительная постройка Гиббса - библиотека Рэдклиффа в Оксфорде (1737-1749) (Рис. 6.3) - шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окруженное колоннадой из сдвоенных колонн.


Рис. 6.4


Сейчас читают про: