Автопортрет
Рыбная лавка
Примечателен чисто барочный контраст этого почти фантастического нагромождения живности и совершенно реальной фигуры хозяина, озабоченно снующего в повседневных хлопотах.
* * *
Другую антитезу можно представить как сопоставление утончённо-аристократического и фольклорно-низового.
Утончённо-аристократическое искусство Барокко начиналось с маньеризма. На ранних этапах эпохи это было самое заметное направление, и выделилось оно в силу повышенного внимания к художественному приёму, индивидуальному стилю, манере – отсюда и название. Маньеризм тяготел к эстетике загадочного, необычного, прихотливо-причудливого (кстати, и сам термин барокко в буквальном переводе означает причудливый, странный).
От маньеризма на всю эпоху Барокко сохранилась установка на принцип элитарности, с чем были связаны представления об утончённости, изысканности и даже рафинированности проявлений человеческой натуры. Для самосознания людей искусства этого времени примечательно то, что они нередко воспринимали себя аристократами духа. Поэтому художники не раз находили в самих себе вполне достойную модель для воспроизведения соответствующих качеств. Таким мы видим и ученика Рубенса, фламандского живописца Антониса ван Дейка ([Дэйк] 1599–1641) в его «Автопортрете».
Антонис ван Дейк
Этот художник по преимуществу создавал блистательные парадные портреты знати. В том же роде показывает он и себя, но при этом дополнительно высвечивая в своем облике черты яркой артистической личности, свободной и вдохновенной. То и другое подчёркнуто такими деталями, как роскошная ткань костюма и тонкие, нервные пальцы художника.
Желание воплотить свойственные эпохе аристократические тяготения побуждало пренебрегать, казалось бы, самыми необходимыми художественными условностями. Итальянский художник Карло Д -льчи (1616–1686),воссоздавая в картине «Св.Цецилия» (около 1670) образ одной из подвижниц церковной истории, пренебрёг всеми историческими реалиями раннехристианского времени. Он нарядил свою юную героиню в «шикарную» одежду по моде второй половины XVII века и усадил её музицировать за домашний оргн барочной конструкции. Единственная «помеха» в восприятии этой на редкость привлекательной великосветской особы с её нежными и вместе с тем точёными чертами – нимб над головой, но и он при невнимательном взгляде на картину может быть принят за подобие головного убора.
Карло Дольчи
В той же линии открытой модернизации легендарного образа и «Мадонна с прялкой» испанского живописца Луиса де Моралеса (около 1510–1586).
Луис де Моралес