Паперть

Нищие на паперти (Болгария)

Паперть в монастыре Кременца

Па́перть, или внешний притвор (греч. ατριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки прежде, чем входили в церковь.

Понятие «непокрытой паперти», применительно к храмам 15-17 вв., могло появиться в России не ранее начала 18 века, после появления таких папертей на российских храмах. До конца 17 века подобные храмы с папертями без крыш в России неизвестны. Ранее к таковым ошибочно относили церковь Вознесения в Коломенском, Успенский собор в Дмитрове, церковь Петра митрополита в Переславле Залесском и все остальные. В своей монографии А. Л. Баталов[1] оставил этот вопрос без достаточного внимания. Для него уже этого вопроса не было: паперти были всегда крытые. Однако после первой реплики Н. В. Султанова в 1897 г. в защиту первоначальности второго яруса галерей Благовещенского собора в Московском Кремле, об этой реплике забыли до начала 1960-х, когда архитектор Н. Н. Свешников обнаружил первоначальную западную паперть Спасо-Преображенского собора 1490-х Новоспасского монастыря. Работавшая с Н. Н. Свешниковым Е. Р. Куницкая тогда же написала записку о первоначальности папертей Успенского собора в Дмитрове, но не сделала к этому заявлению обоснования, после публикации Каталога памятников архитектуры Московской области в 1975 г. о своей датировке не вспоминала. Первой в публикации к первоначальному строительству отнесла паперти собора Спасского монастыря в Ярославле Е. М. Караваева[2] Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны[3] В 1970-х к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском[4]. В 1974 г. В. И. Федоров снова вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля[5]. Но в 1975 г. вышел Каталог памятников Московской области[6], в котором снова опубликованы неверные датировки папертей. В 1976 г. комиссия архитекторов обследовала паперти церкви в Вяземах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вяземах. В 1976 г. установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове[7]. Затем паперти церкви Петра митрополита в Переславле Залесском[8], в начале 1980-х паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы[9] Инициатором исследования папертей с середины 1970-х и в последующие годы был архитектор Кавельмахер В. В. Но С. С. Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей церкви Вознесения в Коломенском. В 1998 г. под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности на Успенском соборе в Дмитрове[10]. Но ученики С. С. Подъяпольского, архитекторы, проводившие работы на церкви Вознесения в 2001—2007 (ЦНРПМ), до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений.[11]

В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан. Само слово «паперть» могло произойти от лат. pauper — бедный.

Паперть, будучи первым храмовым возвышением, знаменует собой духовную высоту Церкви по отношению к миру.

На паперть выходят люди перед пострижением в монахи, в знак отречения от мира.

  • Устройство храма

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: