Белые красящие вещества

Масляные художественные краски

Живописные масляные краски состоят из сухих порошкообразных красящих веществ, придающих им цвет, и связующего вещества, в основном масла, обладающего способностью связывать частицы красочного порошка, удерживая их на поверхности картины.

Стертые с маслом красящие вещества образуют пастообразную масляную краску. Благодаря связующему веществу краски, высыхая, образуют прочные, твердые и стойкие к внешним воздействиям красочные пленки.

От качества связующего вещества, а также в известной степени от вводимых в красочную пасту в небольших количествах воска, а в отдельных случаях и смол во многом зависят блеск, прозрачность, светоустойчивость и неизменяемость красочных слоев живописи.

В масляной живописи применяются природные и искусственно приготовляемые минеральные красящие вещества. Натуральные минеральные пигменты, добываемые в природных месторождениях, принадлежат к наиболее прочным и светоустойчивым красящим веществам. В палитре живописных красок они занимают основное место. К ним относятся золотистые, желтые и темно-желтые охры, натуральная сиена, розовые, красные и темно-красные земли, коричневые, зеленые и черные земли, а также природные красящие вещества, получаемые из различных видов армянских и грузинских туфов желтого, красного, зеленого и коричневого цвета. Их приготовляют посредством измельчения и отмучивания земель и туфов.

Прокаливание натуральных цветных земель и туфов дает отдельные виды красок: жженую сиену, жженую умбру, жженую охру и т. д.

Кроме этих пигментов, в масляной живописи употребляют ряд искусственных минеральных красящих веществ, представляющих собой тем или иным способом полученные разнообразные соединения различных металлов и минеральных, веществ. К ним относятся: желтые и красные кадмии, синие, зеленые и фиолетовые кобальты, изумрудная зелень, окись хрома, желтые, оранжевые, красные и коричневые марсы, Ван Дик коричневый, ультрамарин, церулеум, киноварь, свинцовые и цинковые белила. Их изготовляют различными способами в заводских условиях.

Помимо этих двух видов пигментов, в масляной живописи применяют и некоторые красящие вещества органического происхождения: краплак, жженую кость, персиковую и виноградную черную.

Свинцовые белила — порошок чистого белого цвета. По своему составу являются сложным соединением свинца (водной окиси углекислого свинца и углекислого свинца).

Свинцовые белила хорошо стираются с маслом, быстро высыхают и способствуют более скорому просыханию смешанных с ними красок, так как обладают свойствами сиккатива, то есть ускорителя высыхания масла.

Тонко стертые с хорошо отбеленным и облагороженным ореховым, маковым или подсолнечным маслом, они обладают большой кроющей силой, дают плотный красочный слой, хорошо сцепляются с поверхностью грунтованного холста и не склонны к растрескиванию и осыпанию. Высыхая в тонком слое, они образуют прочную и эластичную красочную пленку в течение 2—12 дней, в зависимости от условий температуры и влажности помещения.

Недостатком свинцовых белил является то, что они, высыхая вместе с маслом, несколько желтеют. Однако если пожелтевшие белила выставить на солнечный свет, желтизна исчезнет. Свинцовые белила, стертые с не облагороженными маслами, особенно с льняным, сильно желтеют, с уплотненным подсолнечным — почти не желтеют. Благодаря своей малой маслоемкости (7—10%), большой укрывистости и красоте цветового тона эти белила незаменимы в живописи.

Свинцовые белила не рекомендуется смешивать с красками, содержащими серу и ее соединения, например с кадмиями, так как возможно потемнение этой смеси. По той же причине следует избегать смешения свинцовых белил с краплаками.

Цинковые белила — это безводная окись цинка, представляющая собой порошок чисто белого цвета, получаемый в заводских условиях методом окисления паров металлического цинка. При стирании с маслом (лучше брать не льняное, а облагороженное подсолнечное или ореховое масло) цинковые белила дают более прозрачную и несравненно менее кроющую краску, нежели свинцовые. Маслоемкость их в два раза больше свинцовых белил.

Цинковые белила высыхают медленно, в тонком слое полное просыхание их длится 2—3 месяца. Это особенно неблагоприятно влияет на сохранность первоначального тона смешиваемых с цинковыми белилами красок. Задерживая их высыхание, белила увеличивают продолжительность воздействия кислот масла на красочные пигменты и усиливают взаимодействие отдельных пигментов друг с другом, что способствует изменению первоначального тона смеси и зачастую является причиной появления общей сероватости всего колорита произведения.

Помимо замедленного высыхания в смеси с другими красками, цинковые белила имеют и другие недостатки: образуют хрупкий, склонный к растрескиванию слой, сцепление которого с грунтом невелико, что часто является причиной его осыпания. Не менее существенно также следующее: цинковые масляные белила обладают крайне незначительной кроющей силой и быстро утрачивают плотность, благодаря чему слой их через некоторое время становится прозрачным. Кроме того, они обладают способностью притягивать и удерживать влагу из воздуха. Это делает их красочный слой и слой смесей красок, содержащих цинковые белила, хрупким и недостаточно эластичным, что приводит к отставанию красок от холста, их растрескиванию и осыпанию.

При смешении цинковых белил с берлинской лазурью, индиго, краплаками, растительными лаками, светлым кадмием образуются смеси, способные к частичной утрате своего первоначального цветового тона.

Белила кремницкие представляют собой смесь, состоящую из свинцовых и цинковых белил, взятых поровну или же из 75% свинцовых белил и 25 % цинковых.

Эти белила применялись и применяются многими советскими живописцами — В. Н. Бакшеевым, М. В. Нестеровым, П. П. Кончаловским и другими, так как они в отличие от цинковых и свинцовых обладают многими достоинствами. Они меньше желтеют, их слой более укрывист, плотен и по сравнению с цинковыми белилами менее способен к утрате своей плотности. Эти смешанные белила высыхают несравненно быстрее цинковых — за 6—14 дней — и образуют прочные и стойкие к внешним воздействиям пленки.

Кроме трех названных сортов белил, нельзя применять в масляной живописи другие красящие вещества белого цвета, такие, как мел, гипс, известь, каолин, алебастр, литопон (последний обычно вызывает сильное потемнение смешиваемых с ним красок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: