В чем выражается связь узнавания и воспроизведения с такими процессами, как воля и мышление?

Чем отличается ретроактивное торможение от проактивного? Что нужно пом­нить и практически делать для того, чтобы предупредить забывание важного мате­риала. Составьте и запишите рекомендации.

Почему при интенсивной и кратковременной подготовке накануне экзамена быст­рее наступает забывание?

Это можно попытаться объяснить трех компонентной структурой памяти, разработанной Р. Аткинсоном. Здесь структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками:
— блоком сенсорных регистров, где информация хранится не более 1 с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции;
— блоком кратковременной памяти, где объем хранимой в вербально–акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30 с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания;
— блоком долговременной памяти, объем и время хранения которого неограниченны, а информация представлена в форме семантических кодов.

Информация сначала попадает в сенсорные регистры, затем — при соответствии задаче сохранения — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище.

Блок сенсорных регистров — блок, в который с самого начала попадает воспринимаемая информация. В нем эта информация может храниться около трети секунды, практически в полном объеме. При этом она еще не подвергается упорядочиванию и перекодированию и имеет тот вид, в котором она существовала на уровне органов чувств.

Кратковременная память характеризуется относительно коротким временем хранения информации, которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Чего не происходит накануне экзамена. Информация не переходит в блок долговременной памяти, а информация в кратковременном блоке подвержена забыванию.

Также в результате отсутствия смены деятельности возникает ретроактивное торможение, в результате чего снижается скорость образования временных связей и снижает дальнейшее воспроизведение материала.

Ретроактивное (обратнодействующее) торможение выражается в том, что деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает дальнейшее воспроизведение материала. Особенно заметно действие ретроактивного торможения тогда, когда вслед за заучиванием одного материала заучивается другой, сходный с ним материал (данные Робинсона, Скеггса, Смирнова и других).

В опытах Смирнова заучивался ряд слов (прилагательных), после чего одни испытуемые (контрольная группа) получали 5-минутный отдых, а остальные (в течение 5 минут) заучивали другие слова или числа; вслед за этим все испытуемые воспроизводили первый ряд слов. Оказалось, что воспроизведение этого ряда слов во второй группе было значительно менее успешным, чем в первой (контрольной) группе, причем оно уменьшалось тем заметнее, чем сильнее было сходство между обоими рядами. Так, после заучивания (во втором ряду) прилагательных воспроизведение первого ряда, состоявшего также из прилагательных, снижалось на 28% по сравнению с контрольной группой; после заучивания (во втором ряду) существительных — на 20%, после заучивания чисел — только на 8%>.

Ретроактивное торможение усиливается и при последующем выполнении трудных заданий.

В тех же опытах Смирнова переход испытуемых после заучивания слов к решению трудных арифметических примеров снижал последующее воспроизведение слов на 16% и, тогда как более легкое задание — умножение в уме — снижало воспроизведение тех же слов всего лишь на 4%.

Наряду с ретроактивным торможением наблюдается и так называемое проактивное (впереддействующее) торможение, т. е. отрицательное влияние предыдущей деятельности на последующее заучивание. Возникает оно при тех же условиях, что и ретроактивное торможение, с той лишь разницей, что тормозящее влияние в этом случае сказывается не на предыдущем, а на последующем заучивании.

Явлениями ретроактивного и проактивного торможения объясняется и тот факт, что при заучивании обширного и однородного по содержанию материала медленнее забываются (лучше запоминаются) его начало и конец. Лучшее запоминание начала объясняется отсутствием в этом случае проактивного торможения (так как предшествующих раздражителей здесь нет), лучшее же запоминание конца обусловлено отсутствием ретроактивного торможения (так как здесь нет последующих сходных раздражителей и последующей сходной деятельности). Средние части материала испытывают тормозящее влияние как предшествующих, так и последующих за ними частей. Поэтому при прочих равных условиях средние части воспроизводятся хуже, чем начало и конец. Необходимо, однако, подчеркнуть, что эта закономерность не распространяется на те части текста, в которых излагается его основное содержание или которые вызывают особый интерес. Эти части избирательно запоминаются независимо от положения в тексте.

Основными рекомендациями послужил бы совет о смене видов деятельности, особенно касающийся интенсивных подготовок, которые лучше всего заменить на планомерное изучение предмета.

10. Закономерности запоминания сложны и многообразны. По данным пси­хо­ло­ги­че­ской литературы и собственным наблюдениям определите:

а) почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыс­лительной деятельности человека?

Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти.

По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное. Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

б) как влияет на запоминание материала отношение к нему (целевая установка, пони­мание значимости, интерес и т. д.)?

Отношение к материалу (целевая установка, пони­мание значимости, интерес и т. д.) повышает уровень запоминания, обуславливает повышение активности мнемических процессов.

в) чем объяснить, что примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются луч­ше?

Примеры, придуманные самостоятельно, запоминаются лучше, т.к. когда человек думает активизируются многие познавательные процессы: мышление, запоминание, осмысление. Например, когда человек решает задачу сам, не списывая, у него развивается логическое мышление. Он ищет пути решения, вспоминает приемы, при помощи которых были решены раньше задачи. Мозг находится в активной познавательной деятельности. И человек, решив эту задачу самостоятельно, без посторонней помощи, запомнит решение намного лучше, эффективнее, чем когда на решение будет влиять другой человек. Необходимо тренировать свою память, мышление. Очень важна самостоятельная работа человека.

Эта связь прослеживается в ряде опытов над испытуемыми различных возрастов, так как в разные возрасты отношение между мышлением и памятью различно. Чем младше школьник и чем не развитее он, тем более он склонен даваемый ему материал для запоминания запомнить только памятью. Это проявляется в том, что он при запоминании стремится запомнить решительно все, охотно пользуется повторениями и делает при запоминании специфическое, очень своеобразное «усилие запомнить», которое носит скорее всего характер физиологического усилия. Его запоминание в наиболее типичных случаях превращается в так называемую зубрежку или, как обычно называют ее в психологии, механическую память. Иначе ведет себя более взрослый и более развитой. Он запоминает не «все», а выборочно, при запоминании не склонен напрягать «усилие запомнить», но зато мышление его энергично участвует в запоминании, всячески осмысливая заучиваемый материал, открывая и устанавливая в нем связи и спрашивая, контролируя, насколько правильно заучено.

Но еще ярче проявляется влияние мышления при припоминании. Чем младше и чем менее развит испытуемый, тем более проявляется следующее: если он забыл, он делает «усилие вспомнить», которое, судя по его проявлениям, имеет скорее физиологический характер, и если это безуспешно, этим дело кончается. Забыть данный пункт для него – значит совершенно забыть его. Но иное мы видим у более взрослого и более развитого: для него забыть данное далеко не всегда значит совсем забыть его. Он умеет вспомнить в том смысле, что умеет при помощи мышления восстанавливать забытое. Этот процесс восстанавливания состоит в том, что, пользуясь имеющейся у него системой понятий, он как бы спускается от самого общего понятия «что-то» через посредствующее понятие до известного пункта, когда уже оказывается в состоянии реинтегрировать в известный мере заученный материал, точнее, последний реинтегрируется в некоторой степени сам, автоматически. Так, например, испытуемый забыл данные ему числа, но он вспоминает: «числа…трехзначные…нечетные... больше пятисот…больше единицы» и т.д., пока не обуславливается уже чувством – специфическим чувством знакомости.

7. Ответы на вопросы по теме «Воображение»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: