Вы только что пользовались пластиковой сеткой, которая, конечно же, является механическим приспособлением, используемым в помощь восприятию, и самым эффективным глитчем. Но если вы мысленно пересмотрите другие глитчи, такие как переворачивание изображения, двусмысленные картинки или предложенная Дэниелом Деннетом «действенная стратегия» внедрения в систему доли дезинформации для «поимки шпиона», вы будете готовы сделать следующий шаг, описанный ниже.
1. Обдумайте принципы, лежащие в основе использования всякого глитча. Ключевой момент состоит в том, что мозг имеет тенденцию склоняться к норме, к тому, что многократно проверено на истинность, к старым понятиям, застрявшим в памяти, полезным тем, что не требуют свежести мышления или учета новой информации, не укладывающейся в рамки старых представлений.
2. Теперь, снова размышляя о своих аналоговых рисунках и о проблеме, которую они олицетворяют, поищите в своих мыслях глитч, который мог бы наилучшим образом подойти к вашей проблеме. Может быть, есть какая-то информация, которую можно было бы запустить в систему, чтобы посмотреть вызовет ли она новую реакцию или выявит, так сказать, ложность старой реакции?
|
|
3. Этот глитч может быть чем-то таким же простым, как вопрос «А что, если...?» или переворачивание проблемы вверх ногами. А может быть и чем-то изощренным, вроде картинок со скрытым содержанием, таких как «жена/любовница» или «муж/любовник». Может быть, и в вашей «проблемной аналогии» есть скрытый смысл, равноценный наблюдаемому, — что-то такое, что кажется одним, а потом оказывается совершенно другим? Например, что-то представляется «гневом», но под другим углом зрения оказывается «удовольствием»?
«Размышляя о человеческом поведении и мышлении, мы традиционно связываем способности и качества людей с разделением их на определенные группы, как, например, на художников и ученых, нормальных и поврежденных в уме, умелых и неумелых.
Однако, сосредоточившись на искусстве, мы можем извлечь на поверхность некоторые способности и качества, которые оставались до сих пор нераскрытыми, и обнаружим, что эти аспекты личности играют значительную роль и вне сферы искусства».
Говард Гарднер «Испытания для искусства», 1976
Вы что-то считали «иксом», но его парадоксальным образом можно с тем же основанием увидеть «игреком»? (Многие научные открытия проявлялись как «скрытые изображения». Примером может служить открытие пенициллина: с одной стороны, ключевым веществом была плесень; под другим же углом зрения это оказалось лекарством от инфекционных болезней.) И еще одно предложение насчет картинок-иллюзий: если вы непрерывно смотрите на свой рисунок, не может ли он как-то вывернуться наизнанку подобно кубам Неккера, открывая новый взгляд на проблему?
|
|
4. Знаменитым глитчем из детской сказки про Белоснежку было зеркало на стене, которое могло говорить только правду. Попробуйте поднести свою «проблемную аналогию» к зеркалу; это позволит вам взглянуть на проблему по-новому.
5. Если вы сумели отыскать глитч, опять же «пометьте» свои мысли словами и занесите новое понимание в зрительную память.
Помните, что визирование тесно связано с константами и соотношениями. Воспринимая края проблемы, наблюдая негативные пространства, вы сейчас складываете все это в некоторые соотношения, которые основываются на свежем восприятии пропорций и перспективы.