Это было последнее творение Растрелли

Устремлённость здания вверх подчёркивалось рядом приёмов: попарные колонны и одиночны в два ряда- верхний и нижний, балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленные с таким расчётом, что зрительно они продолжали вертикали колонн.

Поражает нарядность декоративного убранства, пучки колонн, фронтоны различной формы, мягкие круглящиеся валюты, нависающие карнизы, создающие выразительную игру света и тени, белые детали на синем фоне, обили позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчёркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.

Собор Смольного монастыря – был заказан императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощённое в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объёмом здания. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь.

Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал в России, ставшей его второй родиной.

В середине 18 столетия искусства барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы всё чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – Санкт-Петербурге.

Композиции привлекали к себе внимание горожан. Новаторство строителей храма проявилось и в том, что колокольня была органично включена в общий архитектурный ансамбль. Черты московского барокко можно обнаружить в архитектурных сооружениях Московского Кремля, Новодевичьем и Донском Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде и Ростове Великом.

Построена по заказу купца Григория Никитникова. Построена на высоком холме, выделялась в городе сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией

Храм имеет высокий и просторный подклет, на арках которого расположена терраса-гульбище с тремя плавными лестничными маршами. С четырёх сторон полукруглые пределы, которые увенчаны каждый золотой главой. Архитектурные членения плавно переходят от четверика к восьмерику. В проёме верхнего восьмерика расположена колокольня. Внешнее убранство храма дополняла искусно выполненная резьба, приближающаяся к скульптуре. Высокое мастерство строителей проявилось в том, что они сумели связать все элементы здания единым ритмом многоярусной композиции. При этом храм поражает удивительной лёгкостью и естественностью форм. Ярко проявилось народное представление о красоте и удивительной стройности. Памятник Барокко не имеющий аналогов.

Характерно сочетания национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявилось в так называемом нарышкинском или московском, стиле. Название получил благодаря заказчикам строительства – Нарышкину.

Начала 18 в.

Московское барокко отличают:

· - обилие пышных декоративных украшений;

· - нарядные килевидные или круглые кокошники вокруг луковичных глав;

· - вычурные наличники окон и дверей;

· - пилястры белого цвета на фоне ярких красных стен;

· - цветные отделки из поливных изразцов и терракотовых орнаментальных фризов.

Терема и храмы всё чаще напоминали сказочные сооружения, в которых было непросто проследить и планы и замысел автора.

Церковь Покрова в Филях.

Церковь Троицы в Никитниках

Архитектурные творения В.В. Растрелли.

Андреевская церковь в Киеве, дворцы в Петергофе и Царском Селе, дворец Строгонова и Воронцова, собор Смольного монастыря.

В период восшествия на престол Екатерины11 начал шествие новый архитектурный стиль – классицизм. Архитектор оказался не у дел и покинул Петербург в 1763 году.

Самое блестящее творение Растрелли – Зимний дворец, в котором расположен музей Эрмитаж. Архитектур Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохи барокко. Сложное по очертанию сооружение с замкнутым внутренним двором. Необозримая протяжённость фасадов, огромные размеры оконных проёмов и наличников подчёркивали колоссальность масштабов здания. Общая протяжённость 210 м. Ни один фасад не повторял другой, определённых ракурсах, т.к. декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями, Поразителен рисунок обрамления наличников окон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: