Процедура исследования
Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.
Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.
Инструкция испытуемому: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!"
В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!"
Показателями творчества в данном исследовании являются:
· величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
· сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
| Шкала оценки творчества | ||
| Пункт | Характеристика составленного предложения | Оценка предложения в баллах |
| а | В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации. | 6 баллов |
| б | В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации. | 5 баллов |
| в | В предложении использованы все три слова в обычной комбинации. | 4 балла |
| г | Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации. | 3 балла |
| д | Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи. | 2,5 балла |
| е | Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение. | 1 балл |
| ж | Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями. | 0,5 балла |
| Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов. | 0 баллов |
Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.
При подсчете баллы удобнее заносить в таблицу результатов.
Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.
Таблица результатов.
| № предложения | Оценка предложения в баллах |
| 1. | |
| 2. | |
| 3. | |
| ... и т.д. | |
| Сумма баллов |
Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов, только если сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.
Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. В данном случае – это создание предложений без заданного образца. Студенты филологии и студенты естественных факультетов различаются опытом работы с лингвистическим материалом, что важно учитывать. Кроме того, получаемый показатель творчества свидетельствует о субъективной новизне результатов, если они новы или оригинальны для самого испытуемого.






