Вопросы к экзамену по предмету

Художественно-публицистические жанры

Главное отличие этих жанров заключается в подаче фактов. Конкретный, документальный факт отходит на второй план. На первый план выходят впечатления автора от факта, его оценка и авторские мысли. Основные жанры – очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фельетон и памфлет.

В зарисовке органически переплетаются признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оперативный газетный жанр и разновидность очерка – этюд. Зарисовка повествует о не самом значимом событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко. В ней изображается в очерковой форме какое-то одно явление, событие. Зарисовка может быть сюжетной или бессюжетной, может рассказывать о конфликте или быть бесконфликтной.

Очерк позволяет журналисту ярко, оперативно и доступно для читателя откликнуться на событие, явление. Дает возможность раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах. Это жанр художественной публицистики, сочетающий документальность материала и художественность формы, образность характеристик, высокую степень типизации. Очерк соединяет фактичность, проблемность, аналитичность и образность.

По тематике различают несколько видов очерка:

1. портретный очерк – рассказ о человеке, его жизни, взглядах;

2. проблемный очерк – автор прежде всего анализирует важную проблему в ее проявлениях через действия людей. Поэтому человек остается на втором плане.

3. научно-популярный очерк рассказывает о научной проблеме глубоко доказательно, но доступно и популярно.

Авторская работа над очерком включает: а) авторский замысел, б) литературный сценарий - композиционное построение, описание героев, в) режиссерский сценарий, - поэпизодный план съемки очерка.

Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, высмеивающая или осуждающая какие-либо недостатки. Он представляет собой синтез трех начал: публицистического (описываемый факт не только злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (оценка факта предполагает сатирический анализ) и художественного (создается сатирический образ).

Памфлет – злободневное публицистическое произведение сатирического характера, создаваемое с целью обличения кого или чего-либо. Главные черты этого жанра: сарказм, патетика, высокая экспрессивность, а также злободневность, оперативность документальность и крупномасштабный объект обличения.

«Основы творческой деятельности журналиста

(Аналитические жанры на радио и телевидении)»

(ст. преподаватель Алексей Фаюстов)

1. Происхождение жанра. Три кита, на которых держится жанр – краткая характеристика каждого.

2. Шесть заповедей аналитика. Какими качествами он должен обладать?

3. Эмпирические методы исследования в журналистике.

4. Теоретические методы исследования в журналистике.

5. Система аналитических жанров на радио: комментарий, реплика, рецензия, обзор СМИ, расследование, аналитическое интервью, дискуссия, интерактив, фичер. Почему популярность одних жанров растет, других падает?

6. Цели комментария. Технология подготовки. Типичные ошибки.

7. Виды рецензии. Выбор темы для критического отзыва. Художественно-выразительные приемы.

8. Виды обзора СМИ. О чём нужно помнить при подготовке?

9. Аналитический опрос, анкета, рейтинг – общее и разное.

10. Предмет аналитической корреспонденции. Двусоставность жанра. Отличие от комментария.

11. Своеобразие журналистского расследования. Цель, предмет, метод и способ изложения полученного материала.

12. Аналитические интервью. Его отличие от информационного. Как задать нужное направление для анализа?

13. Беседа. Ее отличие от аналитического интервью.

14. Принципы и смысл проведения дискуссии.

15. Сюжет в информационно-аналитической программе на ТВ как универсальный жанр. Виды сюжетов.

16. Технология производства сюжета. Основные этапы: краткая характеристика.

17. Рубрикатор тем для информационно-аналитической программы: краткая характеристика, примеры. Критерии отбора.

18. Как рождается тема для итоговой программы. Основные механизмы «придумывания».

19. Подводка к аналитическому сюжету. Какой она должна быть?

20. Шпигель к программе: как написать заголовок, привлекающий внимание.

21. Стилистические особенности текста в аналитической программе. Как «заумное» сделать доступным?

22. Роль ведущего в информационно-аналитической программе. Кто он – «звезда», «умник», «дирижёр», «свой парень»?

23. Приемы влияния на эмоции людей в аналитических программах. Методы манипулирования сознанием зрителя и общественным мнением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: