Жанр в духовной ситуации конца XX века

До сих пор нашей задачей было осмысление и описание истори­чески детерминированного опыта жанровых форм философии и тео­ретический анализ основных компонентов философского дискурса.

В последнем случае нас особо интересовал феномен предельного минимума тех условий и компонентов, от которых непосредственно зависит сама актуальная возможность философство­вания. Первым таким условием может быть только та текстуальная «почва», от которой зависит и на которой реально развертывается любая духовная жизнедеятельность людей. Но эта «почва», а точ­нее, ее очищенное от всякой содержательности место, всего лишь открывает реальную возможность для начала содержательно­го разговора о проблемах, волнующих философию. Как показыва­ет практика философских исследований, любой конкретный пред­мет, попавший в орбиту философски осмысленного интереса, порож­дает множество дополнительных вопросов, разрастаясь в целое «де­рево проблем». Вот почему приходится искать не только минималь­ное условие для начала философского дискурса, но еще и ту компо­ненту философствования, которая отвечает за какие угодно транс­формации одного и того же предметного разговора, от его зарожде­ния вплоть до исчерпания к нему живого интереса, в том числе исто­рически детерминированного. Ясно, что эта вторая компонента дол­жна быть понята, так сказать, «изнутри» и притом в своем макси­мально мыслимом, самодостаточном виде. Но тогда возникает еще один, совершенно естественный вопрос – умирают ли философские проблемы или же они в состоянии порождать какой-то дополнитель­ный эффект, конечный только в частном, узко предметном смысле, но отнюдь не в том, который связан с духовными исканиями челове­ческого рода, сохраняющими саму способность к обновлению, вплоть до самого радикального и неожиданного.

В качестве такого минимума были представлены локальный дис­курс вместе с его сущностным свойством (пограничностью); тема с ее ведущей функцией (тематизацией) и проект с его интенцией на во­ображение и прогнозирование будущего.

Но каждый из этих компонентов был представлен феноменологи­чески в его теоретически мыслимой фактичности и предметной обо­собленности. Нашей очередной задачей становится теперь осозна­ние перспектив жанрового бытия философии в наличных условиях реальной жизни людей, озабоченных своим будущим. Современная ситуация настоятельно требует от современной философии поиска путей преодоления кризиса духовной культуры в целом и такого пе­реосмысления границ своей собственной предметной сферы, которое сумело бы вобрать в себя и творческие интенции философской клас­сики, и эвристический смысл перемен, происшедших на протяжении всего ХХ века. Для понимания этой ситуации феномен философство­вания должен быть осмыслен в его отношении к жизненному миру, духовной культуре и возможностям радикального жанрового обнов­ления. Для этого компоненты жанра необходимо осмыслить в их орга­нической взаимосвязи. Вне такой связи не могут быть поняты ни мес­то, ни типология, ни роль возрастающего множества жанров на всем пространстве духовной культуры.

Глава 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: