До сих пор нашей задачей было осмысление и описание исторически детерминированного опыта жанровых форм философии и теоретический анализ основных компонентов философского дискурса.
В последнем случае нас особо интересовал феномен предельного минимума тех условий и компонентов, от которых непосредственно зависит сама актуальная возможность философствования. Первым таким условием может быть только та текстуальная «почва», от которой зависит и на которой реально развертывается любая духовная жизнедеятельность людей. Но эта «почва», а точнее, ее очищенное от всякой содержательности место, всего лишь открывает реальную возможность для начала содержательного разговора о проблемах, волнующих философию. Как показывает практика философских исследований, любой конкретный предмет, попавший в орбиту философски осмысленного интереса, порождает множество дополнительных вопросов, разрастаясь в целое «дерево проблем». Вот почему приходится искать не только минимальное условие для начала философского дискурса, но еще и ту компоненту философствования, которая отвечает за какие угодно трансформации одного и того же предметного разговора, от его зарождения вплоть до исчерпания к нему живого интереса, в том числе исторически детерминированного. Ясно, что эта вторая компонента должна быть понята, так сказать, «изнутри» и притом в своем максимально мыслимом, самодостаточном виде. Но тогда возникает еще один, совершенно естественный вопрос – умирают ли философские проблемы или же они в состоянии порождать какой-то дополнительный эффект, конечный только в частном, узко предметном смысле, но отнюдь не в том, который связан с духовными исканиями человеческого рода, сохраняющими саму способность к обновлению, вплоть до самого радикального и неожиданного.
В качестве такого минимума были представлены локальный дискурс вместе с его сущностным свойством (пограничностью); тема с ее ведущей функцией (тематизацией) и проект с его интенцией на воображение и прогнозирование будущего.
Но каждый из этих компонентов был представлен феноменологически в его теоретически мыслимой фактичности и предметной обособленности. Нашей очередной задачей становится теперь осознание перспектив жанрового бытия философии в наличных условиях реальной жизни людей, озабоченных своим будущим. Современная ситуация настоятельно требует от современной философии поиска путей преодоления кризиса духовной культуры в целом и такого переосмысления границ своей собственной предметной сферы, которое сумело бы вобрать в себя и творческие интенции философской классики, и эвристический смысл перемен, происшедших на протяжении всего ХХ века. Для понимания этой ситуации феномен философствования должен быть осмыслен в его отношении к жизненному миру, духовной культуре и возможностям радикального жанрового обновления. Для этого компоненты жанра необходимо осмыслить в их органической взаимосвязи. Вне такой связи не могут быть поняты ни место, ни типология, ни роль возрастающего множества жанров на всем пространстве духовной культуры.
Глава 12