double arrow

Пейзаж в поэзии Тютчева

(практическое занятие)

1. Понятие пейзажа. Пейзаж в живописи и литературе. 2- Онтология тютчевского пейзажа: пейзажные оппозиции:

а) оппозиция верх/низ (морской и горный пейзажи),

б) оппозиция статика/динамика (цикл "дорожных" стихотворений),

в) оппозиция природа/цивилизация (город, Петербург, Царское Село),

г) временной план пейзажа. Пространство пейзажа:

а) от трихотомии (небо-земля-ад) к дихотомии (небо-земля),

б) вертикальный и горизонтальный срезы пространства (разграничение понятий "небо'' и "небосклон", заполненность пространства светом- тьмой, музыкой, гулом, ароматом, дымом, функция этих элементов).

4. Метафизика пейзажа:

а) точка зрения как принцип организации пространства пейзажа - взор),

б) модели "двойного бытия": гипотетический и мифологически*

Ий пейъ

жи.

ТЕКСТЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ

1. Морской пейзаж: "Конь морской", "Давно ль, давно ль, о, юг б^ ный... ", "Вновь твои я вижу очи", "По равнине вод лазурной" *т волна моя морская", "Как хорошо ты, о море ночное".

2. Горный пейзаж: "Урания", "Проблеск", "Альпы", "Яркий снег сиял долине", "Утро в горах", "Снежные горы", "Какое дикое ущелье" "Брат, столько лет, сопутствовавший мне".

3. Дорожный пейзаж: "Через ливонские я проезжал поля", "Песок сыпу­чий по колени", "На возвратном пути", "Над русской Вильной старо- давной", "Неман", "Эти бедные селенья", "Итак, опять увиделся я с ва­ми", "Пошли, Господь, свою отраду", "О, этот юг, о, эта Ницца", "Странник"," Из края в край, из града в град".

4. Городской пейзаж: "На новый 1816 г.", "Еще шумел весенний день", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый", "Глядел я, стоя над Невой", "Опять стою я над Невой", "Небо бледно-голубое", "Осенней позднею порою", "На Неве", "Тихо в озере струится", "Рим ночью", "Вессонни- ца".

ЛИТЕРАТУРА

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

Новинская Л.П., Руднев Г1.А. Художественное пространство Тютчева: диа­хронический анализ. Ст.2 // Художественное время и пространство. Даугав- пиле, 1987.

Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города < Лотман Ю.М. Соч.: В 3 т. Т.З. Таллинн, 1993.

Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. Соч.: В Зт.Т.З- Таллинн, 1993.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

Гаспаров М.Л. Композиция пейзажа у Тютчева // Тютчевский сборник- Таллинн, 1990.

а И

Грехнев В.А. Время в композиции стихотворений Тютчева П Изв- СССР. ОЛЯ. Т. XXXI1. Вып. 6. М., 1973.

рровз Л.с. "Через веси, грады и поля, светлея, стелется дорога" (мотивы пути в лирике Тютчева) // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. №4. нейк0Л.О. Способы представления пространства и времени в художе-

тексте // Филол. науки. 1994. №2.

.„НОМ

асаткина В.Н. "Портреты" славянских городов в письмах и стихах Тют- рус. словесность. 1996. №1.

\бузова Н.Ю. Типология пейзажа в лирике Тютчева. Автореферат... дисс. нл.нау*. Самара, 2000

\бузова Н.Ю. Гипотетический пейзаж в лирике Тютчева // Культура и т литературоведение. Ч. I. СПб.; Барнаул, 1998.

дбузова Н.Ю. Город как культурное пространство в лирике Тютчева // логический анализ текста. Вып. 3. Барнаул, 1999.

Лбузова Н.Ю. Морской пейзаж в лирике Тютчева // Диалог культур. Бар-,л 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: