(практическое занятие)
1. Понятие пейзажа. Пейзаж в живописи и литературе. 2- Онтология тютчевского пейзажа: пейзажные оппозиции:
а) оппозиция верх/низ (морской и горный пейзажи),
б) оппозиция статика/динамика (цикл "дорожных" стихотворений),
в) оппозиция природа/цивилизация (город, Петербург, Царское Село),
г) временной план пейзажа. Пространство пейзажа:
а) от трихотомии (небо-земля-ад) к дихотомии (небо-земля),
б) вертикальный и горизонтальный срезы пространства (разграничение понятий "небо'' и "небосклон", заполненность пространства светом- тьмой, музыкой, гулом, ароматом, дымом, функция этих элементов).
4. Метафизика пейзажа:
а) точка зрения как принцип организации пространства пейзажа - взор),
б) модели "двойного бытия": гипотетический и мифологически*
Ий пейъ
жи.
ТЕКСТЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ
1. Морской пейзаж: "Конь морской", "Давно ль, давно ль, о, юг б^ ный... ", "Вновь твои я вижу очи", "По равнине вод лазурной" *т волна моя морская", "Как хорошо ты, о море ночное".
|
|
2. Горный пейзаж: "Урания", "Проблеск", "Альпы", "Яркий снег сиял долине", "Утро в горах", "Снежные горы", "Какое дикое ущелье" "Брат, столько лет, сопутствовавший мне".
3. Дорожный пейзаж: "Через ливонские я проезжал поля", "Песок сыпучий по колени", "На возвратном пути", "Над русской Вильной старо- давной", "Неман", "Эти бедные селенья", "Итак, опять увиделся я с вами", "Пошли, Господь, свою отраду", "О, этот юг, о, эта Ницца", "Странник"," Из края в край, из града в град".
4. Городской пейзаж: "На новый 1816 г.", "Еще шумел весенний день", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый", "Глядел я, стоя над Невой", "Опять стою я над Невой", "Небо бледно-голубое", "Осенней позднею порою", "На Неве", "Тихо в озере струится", "Рим ночью", "Вессонни- ца".
ЛИТЕРАТУРА
Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
Новинская Л.П., Руднев Г1.А. Художественное пространство Тютчева: диахронический анализ. Ст.2 // Художественное время и пространство. Даугав- пиле, 1987.
Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города < Лотман Ю.М. Соч.: В 3 т. Т.З. Таллинн, 1993.
Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. Соч.: В Зт.Т.З- Таллинн, 1993.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
Гаспаров М.Л. Композиция пейзажа у Тютчева // Тютчевский сборник- Таллинн, 1990.
а И
Грехнев В.А. Время в композиции стихотворений Тютчева П Изв- СССР. ОЛЯ. Т. XXXI1. Вып. 6. М., 1973.
рровз Л.с. "Через веси, грады и поля, светлея, стелется дорога" (мотивы пути в лирике Тютчева) // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. №4. нейк0Л.О. Способы представления пространства и времени в художе-
|
|
тексте // Филол. науки. 1994. №2.
.„НОМ
асаткина В.Н. "Портреты" славянских городов в письмах и стихах Тют- рус. словесность. 1996. №1.
\бузова Н.Ю. Типология пейзажа в лирике Тютчева. Автореферат... дисс. нл.нау*. Самара, 2000
\бузова Н.Ю. Гипотетический пейзаж в лирике Тютчева // Культура и т литературоведение. Ч. I. СПб.; Барнаул, 1998.
дбузова Н.Ю. Город как культурное пространство в лирике Тютчева // логический анализ текста. Вып. 3. Барнаул, 1999.
Лбузова Н.Ю. Морской пейзаж в лирике Тютчева // Диалог культур. Бар-,л 1998.