Социокультурная коммуникация в музее

Комплексный философско-культурологический анализ музея как социального и культурного феномена был бы. неполным без исследования музейной

238 Беззубова О.В. Проект музея: генезис и структура. // Studia culturae. СПб, 2003. Вып. 5. С. 140.


аудитории, ее половозрастных, образовательных и иных характеристик, без анализа целей прихода посетителей в музей и без учета динамики изменений с течением времени основных параметров аудитории, а также запросов, предпочтений и ценностной ориентации приходящих на экспозицию людей, «...посещение музея дает совершенно различные результаты в зависимости от возраста посетителя, уровня его образования, круга интересов, а также характера посещения, т.е. его продолжительности и интенсивности восприятия»240. Не претендуя на целостную, всестороннюю характеристику музейной аудитории, ибо подобный анализ может являться целью самостоятельного исследования, диссертант не может не подчеркнуть важность анализа музейной аудитории в рамках изучения музея как социокультурного института.

Музей существует, пока он востребован обществом. Ответы на вопросы: кто и зачем приходит в музей, к кому обращены обращения на «музейном языке», понятны ли эти сообщения аудитории, каковы наиболее перспективные методы взаимодействия с посетителями- стимулируют развитие полноценного коммуникационного процесса между музеем и посетителями, не позволяя музею ставить во главу угла только внутренние проблемы музейного бытия.

Даже поверхностный взгляд на процесс коммуникации музея и публики позволяет говорить о наличии разнонаправленных тенденций, что делает практически невозможной однозначную характеристику этой сферы музейной деятельности. С одной стороны, музей на протяжении последних десятилетий относится к числу самых посещаемых учреждений культуры: «так, в США в 1996 году художественные музеи посетило более 100 миллионов человек, а в ФРГ за прошедшее десятилетие число посетителей музеев превысило число зрителей футбольных матчей»241. Учитывая также то, что в современной культуре сфера досуга, к которой во многом принадлежат и музеи, динамично развивается, перспективы существования музеев выглядят вполне радужными. Особенно если музеи будут четко выделять «свой» сегмент населения и подготавливать экспозиции, экскурсии и иные мероприятия в стенах музея адресно, то есть с учетом особенностей той или иной аудитории.

239 Каган М.С. Музей в системе культуры. // Вопросы искусствознания 1994. № 4. С. 454.

240 Бенеш Й. Методы экспонирования. \\ Museum. 1983. № 138. С. 30.

241 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб: Петрополис, 2001. С. 6.


С другой стороны, популярность музея можно поставить под сомнение. Существует множество причин этого: большая конкуренция за внимание посетителя, сложность «музейного языка», территориальная удаленность некоторых музеев, отсутствие зон отдыха, кафе и магазинчиков в музеях и пр. Стремление некоторых музеев развивать рекреационную сферу в ущерб иным сторонам музейной деятельности превращает музей в одно из предприятий шоу-бизнеса, а на этом- поприще большинству музеев непросто победить в конкурентной борьбе за посетителя. В свете скачкообразного роста влияния разнообразных СМИ и увеличения доступных (по крайней мере, в крупных городах) способов проведения досуга роль музея в современной культуре может значительно уменьшиться. «Можно считать, что в обозримом будущем в структуре досуга человека XXI в. вряд ли музеи приобретут существенно большее значение, чем сегодня- даже если учитывать растущий интерес к наследию своей родины, края, развитие туризма»242. А снижение интереса к музею как развлекательному учреждению непременно скажется на положении музея, на оценке обществом его культурного статуса.

«Музейный бум» поставил перед музеями задачу учитывать изменяющиеся запросы публики. Среди тенденций развития музейной коммуникации в современной культуре можно назвать: «расширение диапазона средств, содержания и тематики коммуникации, интенсивный поиск альтернатив эпической экспозиции, обращение к непредметным формам наследия, переход от монологических к диалогическим методам работы с посетителями, развитие ролевой структуры музейной аудитории и др.»243. К распространенной ранее погоне за-количественным показателем, который до сих пор означает для музеев финансовую стабильность, добавился детальный социологический анализ аудитории, выделение базовых социальных групп и целенаправленная работа с ними.

На протяжении всего рассматриваемого периода подавляющее большинство посетителей музеев различного профиля составляют организованные группы

Гуральник Ю.У. Каким быть музею будущего? (опыт социологического анализа). // Музееведение. На пути к музею XXI в. Сб. научных трудов НИИ культуры. - М., 1989. С. 138.

243 Гнедовский М.Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты. Диссертация в виде научного доклада... - М., 1994. С. 13.


учащейся молодежи (вместе с учителем или преподавателем). Хотя молодая публика приходит в музеи сезонно: школьники чаще всего в дни каникул, а студенты- в учебное время, эта категория посетителей музея обладает особой значимостью вследствие осознания важности формирования личности. Кроме того факта, что данная категория публики составляет большую часть музейной аудитории, юные и молодые посетители немаловажны для музеев еще по той причине, что формирование у них интереса к музейной форме культуры означает, что в более взрослом возрасте они будут охотно ходить в музеи и тем самым определять параметры музейного рынка услуг.

Еще со второй половины XIX в. европейские музеи были осознаны, как тогда говорили, в качестве «обязательной формы содействия внешкольному образованию»245. Но только в середине XX в. (после Второй мировой войны) европейские, музеи стали действительно доступны широкой публике, в результате чего в музеях появились экскурсоводы и подробный вспомогательный материал, «музейный язык» был упрощен, чтобы стать понятным неподготовленной публике. Однако вплоть до недавнего времени давние и уже ставшие привычными контакты музеев и школ были эпизодическими и в целом довольно бессистемными: дети периодически приходили в музей в основном для иллюстрации на конкретном примере того материала, который преподается в школе. Кроме этого, музеи организовывали экспозиции, посвященные детям. «Для традиционных музейных выставок и экспозиций, связанных с темой детства, характерно тяготение к показу того, как взрослые представляют себе детей, воспитывают, приобщают к культуре и пр.»246 Основной формой показа детского творчества являются многочисленные выставки детских рисунков.

Однако на рубеже ХХ-ХХІ вв. ситуация стала меняться. Постоянно функционирующие специализированные детские музейные центры и детские кружки по интересам, организованные при музеях, дополнились временными музейными акциями, рассчитанными на юную публику. Так, в нашем городе на

244 Согласно данным, приведенным в статье Ю.У. Гуральника (Каким быть музею будущего?...
//Музееведение. На пути к музею XXIв. - М., 1989. С. 138.), большинство посетителей составляет
молодежь в возрасте 14-29 л.

245 Пархоменко Т.А. Музеи дореволюционной России во внешкольном образовании (вторая половина
XIX- начало XX в.). // Музей и власть. - М., 1991. Ч. 2. С. 29.

246 Галкина Е.Л. «Мир детства» и музей: игра и музейный сценарий. // Музей. Традиции. Этничность. XX-
XXI вв. -. СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 390.


сентябрь 2005 г. запланировано проведение игры-путешествия по музеям «Детские дни в Петербурге» (в рамках Всероссийского фестиваля детских музейных программ). Предполагается участие девятнадцати музеев а и ближних пригородов (музей-заповедник «Ораниенбаум»), которые готовят специальные познавательные программы для участников музейной игры. Музей истории религии, например, познакомит юных посетителей с языком религиозных символов, с устройством храмов и с основными церковными праздниками христиан.

В целом можно констатировать, что в конце XX в., когда были осознаны особые возможности музея для образования и воспитания совсем юных посетителей, стали разрабатываться экспериментальные курсы для детей младшего школьного и даже старшего детсадовского возраста. «Музей является идеальным "инструментом" и местом для переживания фактов истории и культуры, для формирования интереса к истории окружающего предметного мира»247. Сравнительно с другими образовательными учреждениями музей обладает определенными преимуществами. Он дает возможность на основе знакомства с предметным миром сформироваться представлению о времени, о его необратимости и о включенности каждого человека в историю как преемственность поколений. За счет имманентной музею калейдоскопичности в подборе экспонатов, он может позволить сравнивать разноуровневые предметы, причем это сравнение основывается не на вербальном описании, а на зрительном сопоставлении. «Молодое поколение нуждается в разъяснении "музейного кода" предметов, языка и символов. Своеобразие данной аудитории состоит в меньшей подготовленности к восприятию абстрактного, в склонности к линейному типу мышления»248. Как показали исследования, конкретно-образная (а не вербально-логическая) компонента мышления наиболее эффективна при обучении языку художественного творчества. Кроме того, освоение новых языков культуры (и иностранных, и связанных с предметным миром) проходит наиболее успешно в возрасте до семи лет. А значит, малоэффективно впервые знакомить посетителей

247 Чумалова Т.В. «Музей и культура». Концепция курса. // Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие /Под ред. канд. филол. наук Е.Г. Вансловой. - М.: МИРОС, 1995. С. 67

24?. Лысикова.О.В. Музеи мира: Учебное пособие к интегрированному курсу «Музеи мира». - М.: Флинта: Наука, 2002. С. 39.


с «азбукой» музейных вещей в подростковом возрасте, хотя традиционно это именно так и происходит.

Еще одним преимуществом музея является возможность организации музейных игр, непосредственно связанных с экспозицией или конкретными предметами, характеризующими ту или иную эпоху. «Детская игровая группа ускоряет формирование коммуникативных навыков, помогает ребенку принимать на себя роль другого... Игра в условиях музея - один из наиболее удачных методов социализации детей, который включает элементы фольклора и общение»249.

В наши дни к традиционным кружкам по интересам в музеях добавляются новые методы работы с детьми. Создаются специальные детские музеи и музейные центры (например, Карельский республиканский детский музейный центр в Петрозаводске, Детский центр Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Дом сказок «Жили-были» на ВВЦ, Детский Открытый музей в Москве, Детский исторический музей при Музее политической истории и детские музейные программы Российского Этнографического музея в С.­Петербурге). И список этот далеко не полный...

Кроме этого, создаются экспериментальные музейные программы для детей от 5-6 лет и старше. Это курсы занятий в детских садах и школах с регулярным посещением музеев различного профиля. Цель подобных курсов- не столько информирование о музеях, памятниках, их истории и методах работы, сколько «формирование... культурного человека... творческой личности, субъекта воспитания, ориентирующегося на дальнейшие самостоятельные контакты с

" 250

культурой».

В целом, можно отметить, что в наши дни музейная педагогика- одно из самых динамично развивающихся направлений музейной работы. Особенности воздействия музея на различные категории посетителей исследуют не только музейные педагоги. Музей как структурообразующий элемент социокультурного универсума последних десятилетий вызывает пристальный интерес различных специалистов-гуманитариев (социологов, историков, психологов, философов и

24? Галкина ЕЛ..«Мир детства» и музей: игра и музейный сценарий. //Музей. Традиции. Этничность.-СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 391.

153 -


пр.). Рефлексия о коммуникативных возможностях музея позволяет говорить об особой роли этого института культуры как «наиболее адекватной культурной формы выражения воспитывающей среды»251 и о его статусе как «специфически человеческого способа бытия в соответствии с нашей внутренней потребностью восстанавливать связь с прошлым и трансформировать ее в некие внутренние формы».

Среди положительных тенденций развития музейной коммуникации в нашей стране можно назвать разработку и постепенное внедрение специальных программ для посетителей, у которых ограничена возможность посещения музея или ознакомления с экспонатами252. Так, например, петербургский Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме создал «музей в чемодане». Это комплект музейных, экспонатов, помещающихся в небольшой чемодан и предназначенных для ознакомления с ахматовским музеем детей, которые не могут выйти из дома. Представляется характерным, что в России музею проще прийти в дом к ребенку-инвалиду, чем организовать полноценное посещение музея для детей с ограничением двигательной активности. На Западе же инвалиды активно включены в социальные связи и в культурную жизнь, чему существует две основные причины. Во-первых, вся инфраструктура общественных зданий и весь общественный транспорт максимально приспособлены для нужд людей в инвалидных креслах. Во-вторых, общество более толерантно к больным людям, появление которых в общественных местах, в том числе в музеях привычно и не вызывает нездорового внимания.

Еще одно направление коммуникации современных музеев- работа со слепыми. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме также находится в авангарде этой тенденции. Он является инициатором разработки русского проекта музея для слепых. В целом можно отметить, что с 2002 г., когда было завершено создание нынешней литературной экспозиции Музея Анны

250 Ванслова Е.Г. Программа курса «Музей и культура». // Курс «Музей и культура» в начальной школе. -
М.: МИРОС, 1995. С. 16.

251 Ломако О.М. Генеалогия воспитания: философско-антропологический анализ. Автореферат... доктора
филос. наук. -СПб.,2003.С. 13.

В Западной Европе музеи на протяжении практически всего послевоенного периода ориентируются в своей работе в том числе и на охват слепых и ограниченных в двигательной активности посетителей. Во многих' европейских странах активно развиваются музейные программы для слепых, большинство крупных и средних музеев Европы оборудованы лифтами, пандусами и даже специальными туалетами для людей в инвалидных колясках.


Ахматовой в Фонтанном доме, этот музей является одним из самых активных создателей разнообразных культурных программ, связанных иногда напрямую, а иногда довольно условно, с тематикой музея. Во дворе Фонтанного дома регулярно проходят экскурсии («Стихи и сад», «На воздушных путях: Ахматова и Бродский») и художественные акции (например, в мае-июне 2002 г. проект «Живая архитектура»). Как активно действующий полифункциональный культурный центр, ахматовский музей периодически становится местом проведения концертов, выставок, литературных чтений (ахматовских и иных, в том числе молодых современных авторов), презентаций новых журналов, книг, а также произведений, написанных лауреатами премии имени Анны Ахматовой. С декабря по февраль длится в этом музее период детских рождественских представлений, круглый год идут занятия в педагогической мастерской «Сундук с Шереметевского чердака». Проводится также Хармс-фестиваль и различные конференции. Многие музеи современного Петербурга стремятся к подобному разнообразию работы с различными группами населения.

В связи с целым комплексом причин, поставивших современные музеи перед необходимостью учитывать разнообразные потребности населения, по крайней мере последние двадцать лет (а в России около пятнадцати лет- с начала 1990-хгг.) наиболее успешные музеи используют при планировании своей деятельности данные социологических исследований музейной аудитории, «...деятельность музея сегодня невозможна без разработки специальных адресных программ с четкой формулировкой целей и задач, с определением эффективности их воздействия на различные группы музейной аудитории»253. Несомненно, на работу музеев оказывают влияние такие изменения, происходящие в последнее время среди музейной публики, как увеличение среднего возраста посетителей, смещение соотношения индивидуальных посетителей и групп в пользу «индивидуалов», изменение мотивации. Так, с 1980-х гг. стало заметно «взросление» публики. Именно посетители музеев составляют большинство среди тех, кто отправляется на отдых в Европу. Учитывая то, что на Западе значительная часть туристов - пенсионеры, можно понять одну из причин увеличения среднего возраста музейного посетителя.


«Взросление» музейной аудитории, а также увеличение доли «индивидуалов», предпочитающих самостоятельное ознакомление с экспозицией некоторые исследователи связывают с возросшим культурным уровнем и степенью информированности аудитории254. Кроме этого, можно говорить и о том, что старшее поколение (возможно, по инерции) ценит вещь как таковую. В отличие от молодого поколения, увлеченного практически безграничными возможностями виртуальной реальности, более взрослые люди в пику новым тенденциям пытаются найти в быстро меняющемся мире нечто устойчивое, неизменное. «Человек, задачей которого становится сохранение физического здоровья и устойчивой психики, теряет Собственное как связь с миром и оказывается в ситуации одиночества при видимости активной коммуникации с окружающим миром. Собственное ускользает, возвращаясь в устойчивую взаимосвязь только в непосредственном столкновении с Чуждым, т.е. при потреблении новой информации или новых впечатлений...255»

В этой ситуации «точкой отсчета» в пространстве культуры становится старинная вещь, музейный экспонат, то есть предмет, сохраняющий память о прежних временах, о событиях и людях, связанных с этой вещью. Интересно, например, что большинство посетителей мюнхенского Музея уменьшенных моделей автомобилей (Tretautomuseum) —это взрослые люди, еще не утратившие интерес к подлинным вещам и настоящим, а не виртуальным, путешествиям. Конечно,, можно предположить, что это те взрослые, которые по каким-то причинам не наигрались в машинки в дни своего детства. Показательно, что современные дети уже обычно не мечтают о путешествиях «вокруг света за восемьдесят дней», предпочитая воображаемые путешествия настоящим. А точнее, им уже малоинтересно стремиться в неведомые дали, когда практически в любую точку земного шара можно с комфортом добраться на самолете или автомобиле. Нынешнюю молодежь больше занимают придуманные ландшафты компьютерных игр и создание виртуальных империй.

Шляхтина Л.М. Современные направления взаимодействия музея с посетителем: методологический аспект. // Музей. Традиции. Этничность. - СПб.; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 400.

254 См, например, Гуральник Ю.У. Каким быть музею будущего? (опыт социологического анализа).
// Музееведение. На пути к музею XXI в. Сб. научных трудов НИИ культуры. - М., 1989. С. 135-144.

255 Сурова Е.Э. Европеец «отчужденный»: Персоналистская личность. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского
университета, 2004. С. 70.


. В последнее время техника воспроизводства произведений искусства и иных культурных объектов уже стала довольно совершенна и с каждым днем все улучшается. Учитывая этот факт, а также тенденцию увеличения возможностей Интернета и иных электронных СМИ, на первый план выходит проблема подлинности музейного экспоната. «В XX веке, несмотря на высокий уровень развития технических средств воспроизведения, роль подлинника не только не уменьшается, но в известной степени фетишизируется»256. Способность музея включать ознакомление с подлинными предметами в факт непосредственного опыта человека определяет специфику данного института культуры. Но преимущественное внимание только к вопросу подлинности или неподлинности предмета можно рассматривать как не вполне позитивную тенденцию, если оно заменяет все иные аспекты восприятия: понимание сути произведения и его эстетических, этических, гносеологических и иных характеристик.

Особенность «языка» музейного предмета- в его потенциальной многозначности, но в этом кроется и "возможная сложность его восприятия. Для того, чтобы быть понятным наибольшему количеству людей, музей вынужден делать свой язык все проще и однозначнее. Традиционный музей зачастую вызывает тоску у массового посетителя, мало знакомого с сутью представленных процессов и явлений, не знающего язык того или иного вида искусства и той терминологии, которая используется для интерпретации музейных экспонатов. Кроме того, нахождение в музее зачастую оказывается настоящим испытанием: малопонятные экскурсии и подписи к экспонатам, анфилады похожих друг на друга помещений, строгие взгляды смотрителей, духота и скученность в выходные и праздничные дни. «Обращенный исключительно к зрению музей не удовлетворяет синестетическую способность человеческого восприятия»257.

В последние четверть века многие музеи предпринимают попытки преодолеть односторонность «музейного языка»: в залах проводятся концерты, хэппенинги и празднества, более-менее связанные с тематикой экспозиции. Интерактивные зоны, а иногда целые экспозиции, на которых посетителям позволено не только дотрагиваться до экспонатов, но и переставлять их,

256 Беззубова О.В. Индустрия туризма как новый тип культурного потребления. // Культурное пространство путешествий. Тезисы форума. - СПб, 2003. С. 322.. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб: Петрополис, 2001. С. 184.


позволяют несколько снизить чувство интеллектуальной и эмоциональной неудовлетворенности. Но в целом музей воспринимается как сфера запретного: экспонаты нельзя потрогать и, что еще важнее в «обществе потребления», их нельзя купить. Музейные экспонаты, с одной стороны, принадлежат всем, а, с другой стороны, никому в отдельности. Так они оказываются отчужденными от каждого конкретного индивида. И у «человека масс» остается слишком мало способов почувствовать себя приобщенным к сфере «высокой культуры», символизируемой музеем: лишь сфотографироваться на фоне той или иной достопримечательности или приобрести в музейном магазине ее воспроизведение. " В наши дни большинство руководителей успешно развивающихся музеев способствуют удовлетворению импульса приобретения, получившего название «шопинг» и укорененного в самой человеческой природе. Для музеев США в связи с общей прагматичной направленностью культуры этой страны характерно наибольшее развитие музейных магазинов. Так, например, в нью-йоркском Метрополитен-музее пространство членится на небольшие участки так, чтобы зоны неприкасаемых произведений искусства соседствовали с магазинчиками, где копии этих предметов можно и потрогать, и приобрести. Некоторые исследователи связывают популярность современных музеев у публики именно с возможностью удовлетворения импульса приобретения. «Большое число посетителей привлекают в музеи только мода, доступность, сравнительно низкие цены на входные билеты и атмосфера торговых центров, царящая вокруг

музейных магазинов» •.

Однако, мнение о том, что музей привлекателен для современных посетителей прежде всего в качестве торгового центра, представляется диссертанту несколько преувеличенным. В первую очередь популярность музея связана с его коннотацией со сферой «высокой культуры», с «мировым наследием». Несомненно, с течением времени способы приобщения к этому наследию становятся все более коммерциализированными. «Тот факт, что ежегодно Лувр или Британский музей посещает множество людей, еще не

LUken V. Altmeister fttr alle II Frankfurter Allgemeine Zeitung. Цитата по: Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб: Петрополис, 2001. С. 186.


свидетельствует о достоинствах музея. Это лишь показатель того, что осмотр музея по традиции включается в программу для туристов»259.. Несмотря на все недостатки музейной деятельности, которые подвергаются критике со стороны представителей тех или иных сил, современный музей, несомненно, делает шаги навстречу посетителям. Музеи стараются активно влиять на повседневную жизнь людей, о чем уже шла речь выше. «Характерной чертой современной политики музеев является усиление практической направленности их деятельности». Можно назвать такие направления музейной деятельности, как сохранение национальной самобытности (через воспроизведение элементов и технологий, характерных для старой культуры), социализация личности, формирование системы ориентации в поликультурной среде и пр. В большинстве случаев подобных целей музей достигает при работе в различных «университетах культуры» и кружках по интересам, организованных при музеях.

Подводя итог анализу коммуникативного взаимодействия музея и публики, можно констатировать расширение спектра этого взаимодействия. Музей, становясь полифункциональным культурным центром, с течением времени начинает удовлетворять все большее количество разнообразных потребностей тех людей, которые приходят в музей. «Он, по мнению крупнейших представителей музейного дела у нас и за рубежом, поворачивается лицом к зрителю»261. Кризис традиционных музеев, осознанный в середине XX в., привел к переосмыслению основополагающих.принципов музейной деятельности. Музей перестает восприниматься как герметичное, «чистое» пространство, независимое от поветрий времени. • Он оказывает значительное влияние на политику и идеологию (не только в сфере культуры), на повседневную жизнь людей, на решение социальных, религиозных и иных проблем. Но, в то же время, музей испытывает воздействие музейной аудитории на различные стороны своего бытия.

Хадсон К. Конкурс на лучший западноевропейский музей года. \\ Museum. 1984. № 142. С. 53.

260 Соболева Е.С., Эгаптейн М.З. Роль российских музеев в формировании национальной идентичности. //
Studia culturae. - СПб, 2005. №7. Номер готовится к печати.

261 Волкова Е.В. Зритель и музей. - М., 1989. С. 3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: