double arrow

Вопрос 27. Дидро и «энциклопедия». Проблематика и художественное своеобразие философских повестей Д.Дидро («монахиня», «племянник рамо»)

Идеология и эстетика Д.Дидро. Социально-психологич. анализ в повести «Монахиня».

Дени Дидро-великий философ и писатель, был выдающимся пропагандистом, идеологом, организатором. В течение четверти века стоял во главе издания знаменитой «Энциклопедии», содействуя пробуждению и росту революционного сознания масс. Материализм Д. далеко опередил философ систему Вольтера. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Он больше, чем кто-либо из фр просветителей, занимался вопросами теории искус-а. Дидро призывал художников к великой цели-служить народу. Дидро ставит серьезную проблему-о нравственном облике художника. Человек, не воспитавший себя для жизни в обществе, не утвердивший в своем сознании твердые нравств принципы, не может стать настоящим поэтом, музыкантом, живописцем. Поэтому первая задача художника-правильно формировать свою собственную личность. Он также призывал худ-в проникать в соц корни психологии персонажей, находить соц причины их поступков и поведения. Он осудил нормативную эстетику классицизма, пресловутые правила: «Правила приводят иск к рутине». Он утверждал новые принципы и правила иск, разработав теорию просветительск реализма. Философ ратует за простоту в иск, видя в ней существенный элемент прекрасного. Великий просветитель говорил, что простота-неотъемлемый признак возвышенного. Дидро размышлял о несравненном совершенстве творений античных мастеров;оно коренилось в том, что чувство прекрасного было всеобщим, что народ был не только ценителем иск-ва, но и служил моделью для иск-а.




В романе «Монахиня» (закончен в 1760г) все внимание автора сосредоточено на гл героине Сюзанне Симонен, и сюжет повествования несложен.Здесь постоянно пересекаются 3 плана, что помогает автору выявить сущность человеч природы. Это план общественный, котор определяет место гл героини в семье и обществе: сопротивление Сюзанны объединившимся семье и обществу, котор хотят ее изолировать.2й план-религиозный:монастырь становится осн местом действия. 3й план-план природы с ее законами.Из сопоставления с природой выявл неразумность законов соц и религиоз. Дидро показ, что монастырь-отнюдь не мирная обитель для тех, кто посвятил себя служению Богу.Это вынужд-е общежитие для тех, кто не нужен обществу.Жизнь в монастыре нарушает естествен-е права человека, его обитателей лишают свободы и тем самым растлевают их.Дав обет жить в бедности,послушании и целомудрии, монахини на самом деле жестоки,вероломны,корыстны.В монастыре живут 2 типа людей.Одни-лицемеры,примирившиеся со своим положением и извлекающие из него выгоду.Другие- искренне верующие.Способность испыт-ь искрен религиоз чувства Д. с патологией в психике(сестра де Мони, настоятельница Арпажонского монастыря).Судьба гл героини дает возможность Дидро экспериментально исследовать человеч природу. Для этого неопытную, полную жизнен сил девушку он ставит в искл обстановку, котор препятствует проявлен этих сил. Враждебная челов природе монастырск среда вызывает у нее физическ неприятие.Душевные метания героини переживают эволюцию:от сомнений,от чувства протеста и гнева она переходит к открытому бунту.Кроме того, это и публицистич произведение,утверждающее личные и общественные права чел-ка.








Сейчас читают про: