Сочетание реального и фантастического в произведениях Н. В. Гоголя
Реальное в сюжетах Гоголя соседствует с фантастическим на протяжении всего творчества писателя. Но это явление претерпевает некоторую эволюцию — роль, место и способы включения фантастического элемента не всегда остаются одинаковыми.
В ранних произведениях Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий») фантастическое выходит на передний план сюжета (чудесные метаморфозы, появление нечистой силы), оно связано с фольклором (малороссийские сказки и легенды) и с романтической литературой, которая тоже заимствовала такие мотивы из фольклора.
Отметим, что одним из «любимых» персонажей Гоголя является «чорт». Различная нечистая сила часто появляется в сюжетах «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в лубочно-фарсовой, не страшном, а скорее смешном виде (есть и исключения, например, демонический колдун в «Страшной мести»). В произведениях более позднего периода сильнее чувствуется мистическая тревога автора, ощущение присутствия чего-то зловещего в ми-. ре, страстное желание победить это смехом. Д. С. Мережковский в своей работе «Гоголь и чорт» выражает эту мысль удачной метафорой: цель творчества Гоголя — «высмеять чорта».
|
|
В петербургских повестях фантастический элемент резко отодвигается на второй план сюжета, фантастика как бы растворяется в реальности. Сверхъестественное присутствует в сюжете не прямо, а косвенно, опосредованно, например, как сон («Нос»), бред («Записки сумасшедшего»), неправдоподобные слухи («Шинель»). Только в повести «Портрет» происходят действительно сверхъестественные события. Не случайно Белинскому не понравилась первая редакция повести «Портрет» именно из-за чрезмерного присутствия в ней мистического элемента.
Наконец, в произведениях последнего периода («Ревизор», «Мертвые души») фантастический элемент в сюжете практически отсутствует. Изображаются события не сверхъестественные, а скорее странные и необычайные (хотя в принципе возможные). Зато манера повествования (стиль, язык) становится все более причудливо фантасмагорической. Теперь ощущение кривого зеркала, «смещенного» мира, присутствия зловещих сил возникает не благодаря волшебно-сказочным сюжетам, а через посредство абсурда, алогизмов, иррациональных моментов в повествовании. Автор исследования «Поэтика Гоголя» Ю. В. Манн пишет, что гротеск и фантастика у Гоголя постепенно переходят из сюжета в стиль.
(См. также сквозную тему: «Роль фантастического элемента в русской литературе».)
Роль описаний. Гоголь — общепризнанный мастер художественных описаний. В. В. Набоков (эссе «Николай Гоголь») писал, что для Гоголя пейзажи, портреты, интерьеры намного важнее, чем сами сюжеты. Описания в прозе Гоголя самоценны, их манера и стиль очень выразительны, прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых, портретных, языковых и других деталей. Детализация — важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
|
|
Но необходимо помнить, что реализм Гоголя очень своеобразен, в нем всегда есть элемент гротеска и фантасмагории. Мир Гоголя можно сравнить с мозаикой кривых зеркал. В каждом маленьком кусочке мир гротескно преломляется, становится пародией на себя. Вещь искажается под «микроскопически» точным описанием Гоголя (в «Шинели» — жирный и грязный ноготь, точно «у черепахи череп» и др.).
Мир вещей. Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, так близко, что они меняют свой привычный облик. Вещь в изображении Гоголя часто наделена самостоятельной жизнью, даже характером (так, мебель в доме Собакевича словно бы кричит: «Я тоже Собакевич!»). В свою очередь, метафорическое сближение вещи с живым существом композиционно уравновешивается противоположным приемом — включением «вещных» мотивов (например, сравнений с вещами) в портреты людей (найдите примеры в описаниях помещиков). Благодаря этому создается образ омертвевшего, превратившегося в «вещь» человека.
Мир вещей в поэме показан как хаос, бессмысленное нагромождение, куча-мала, своего рода кладбище вещей. Вещь часто находится не на своем месте, выглядит бессмысленной, потерявшей назначение. (Найдите примеры этого в интерьерах Манилова, Ноздрева, Плюшкина. Обратите внимание на изображение ненужного хлама (Плюшкин), безделушек (Манилов, Ноздрев). Как эти образы вещей выражают характеры помещиков?) Благодаря таким описаниям вещей создается картина своеобразного «антимира» или «ада» в миниатюре.
Отдельно можно говорить о детали в портрете. Если в романтической традиции важны глаза, то у Гоголя их или вовсе нет в портрете, или они ассоциируются с животным, вещью и т. п. (у Плюшкина «маленькие глазки... бегали...'как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар», дырочки, которые «натура... ковырнула большим сверлом» — у Собакевича и др.).
Много выразительных деталей и в пейзажных описаниях. (Найдите примеры выразительных деталей в описании пейзажа в «Мертвых душах».)
Деталь у Гоголя не функциональна, как у Чехова или Толстого, а самодостаточна, автономна, независима. У Гоголя всегда много мелочей, казалось бы, ненужных. Нагромождение «лишних» имен, фамилий, упоминание «случайных» персонажей.
Чичиков спрашивает Коробочку, живет ли поблизости Собакевич, а она в ответ говорит про каких-то «Боброва, Свиньина, Канапатьева, Харпакина, Трепакина, Плешакова» (глава III). Другой пример: «Все подалось: и председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел, и какой-то Семен Иванович, никогда не называвшийся по фамилии, носивший на указательном пальце перстень, который давал рассматривать дамам, даже и тот похудел» (см. начало главы X). Все эти детали призваны создавать ощущение абсурда и поддерживать его в читателе. Поражает воображение огромный список помещичьих семейств, у которых когда-то гостил Чичиков, где нормальные имена чередуются с необычными типа «Маклатура Алексеевна» и т. п. (см. главу VIII, Чичиков развлекает дам незадолго до появления Ноздрева). Или: «Показался какой-то Сысой Пафнутьевич и Макдональд Карлович, о которых и не слышно было никогда; в гостиных затор-чал какой-то длинный, длинный, с простреленною рукою, такого высокого роста, какого даже и не видно было» (описание слухов о Чичикове, глава IX). Создается ощущение фантасмагорического мира, хаоса, мира «мертвых душ».
|
|
«Живопись» Гоголя сродни гротескному и грубо-комическому народному лубку, но он всегда хотел преобразить этот лубок в возвышенное полотно вроде «Явления Христа народу» (сам он позировал художнику Иванову для этой картины) или «Последнего дня Помпеи» (он лично знал и Брюллова), а в конечном счете — и в икону, в соответствии с известным тезисом ранневизантийских отцов Церкви: «Все должно стать иконой». Но Гоголь всегда остается в мире лубка и мозаики кривых зеркал, и здесь он уже непревзойденный мастер, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом (в XX в. — Д. Хармс и др.).