Тема 2. Попытка реставрации язычества при императоре Юлиане. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли

Тема 1. Обращение в христианство Константина Великого. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей

Тема 13. Споры о дисциплине и расколы в Древней Церкви

Тема 12. Церковный строй в I-III в.

Тема 11. Церковные писатели и богословие доникейского периода

Тема 10. Митраизм и христианство

Происхождение культа Митры. Распространение митраизма в Римской империи и причины этого. Митраизм и культ императоров. Богослужение в митраизме. Сравнение христианства и митраизма с внешней и внутренней стороны. Историческая судьба митраизма.

Мужи апостольские и апологеты. Общая характеристика доникейского богословия. Учение о Логосе в античности: Гераклит, стоики, Филон. Учение о Логосе у апологетов. Иустин Философ, Феофил Антиохийский (учение о двойственном Логосе). Недостатки учения о Логосе у апологетов: космологизм и субординатизм. Монархианство: динамическое и модалистическое. Источники. Церковное осуждение учения Павла Самосатского. Учение Иринея Лионского и Тертуллиана. Учение Оригена о Святой Троице, о мире, происхождении зла, спасении, воплощении Логоса и апокатастасисе

Церковное устройство в апостольское и послеапостольское время. Проблема реконструкции древнего церковного строя. Конфессиональный характер попыток ее разрешения. Новозаветное употребление терминов «епископ», «пресвитер» и «диакон». Взаимозаменимость терминов «епископ» и «пресвитер» в Новом Завете и объяснение этого в древней христианской литературе. Различие клира и мирян. Вселенская Церковь как союз самостоятельных единиц, парикий. Начало образования митрополий.

Раскол Каллиста и Ипполита. Источники. Расколы Новата и Новатиана. Столкновение Киприана Карфагенского с партией Новата. Отношения Новата и Новатиана. Антицерковный характер расколов. Спор о крещении еретиков. Донатисты. Мелитианский раскол.

Подраздел II. История Церкви в период Вселенских соборов

Свидетельства Лактанция, Евсевия и Созомена о видении Константину и проблема их согласования. Возможные мотивы обращения. Политический мотив и вопрос о количестве христиан в империи. Внутренние мотивы и характер религиозности Константина. Постепенность приближения Константина к христианству. Константин Великий как покровитель Церкви: его вынужденное вмешательство в дело донатистов, арианский спор. Политика Констанция в отношении к язычникам и православным. Попытка Афанасия, Илария и Осия отстоять право свободы религиозного убеждения.

Личность императора Юлиана и формирование в нем негативного отношения к христианам. Меры против христиан и попытка создания языческой церкви. Сочинения императора против христиан. Отношение к Юлиану со стороны язычников. Причины неуспеха его религиозной политики. Оценка древними христианскими авторами личности Юлиана Отступника. Отношение к язычеству преемников Константина Великого. Постепенное ограничение прав язычников. Литературная полемика между христианами и язычниками (Ливаний, Юлиан, Орозий, Августин). Распространение христианства и вопрос о свободе религиозных убеждений. Следствия массового обращения в христианство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: