В. Промышленный переворот. Русские предприниматели

Б. Железнодорожное строительство

1. Важным условием для развития экономики является созда­ние мощной инфраструктуры — шоссейные и железные до­роги, каналы, порты, склады, транспорт, средства связи. Строительство железных дорог началось еще при Николае I (1851 г., Петербург—Москва). 60—70-е годы вошли в исто­рию страны как период «железнодорожной горячки». Если в 1861 г. протяженность железных дорог составляла 2 тыс. км, то к началу 80-х годов — 22 тыс. км. Крупнейшие текстиль­ные районы (Шуя, Иванове, Москва и др.) были соединены между собой общей сетью железнодорожных путей. Дороги в основном находились в частном владении.

2. Новый этап железнодорожного строительства наступил в 90-е годы, когда министром путей сообщения был С. Ю. Витте (с 1892 г. — министр финансов). В 1891 г. началось осуществ­ление грандиозного проекта строительства Транссибирской магистрали. К 1904 г. строительство в основном было закон­чено. Но соединить две линии мешал Байкал. Более 5 лет строилась дорога вокруг Байкала, было сооружено 33 тонне­ля. Позже, по настоянию П. Д. Столыпина, стали строить Амурскую дорогу по русской земле (1916).

3. В общей сложности строительство великой магистрали от Пе­тербурга до Владивостока продолжалось около 80 лет. В это дело бьыи вложены громадные средства и труд нескольких поколений русских строителей, инженеров, рабочих. В ре­зультате сибирские товары получили широкий доступ на российский и мировой рынки. В Сибирь двинулись пересе­ленцы из России. Дорога имела огромное хозяйственное зна­чение, сыграла важнейшую роль в освоении богатых областей Сибири и Дальнего Востока, а также в решении военно-страте­гических задач.

1. Промышленный переворот в России начался в конце 30-х го­дов XIX в., он имел 2 стороны:

> техническую — переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным;

> социальную — формирование промышленного рабочего класса и класса буржуазии.

Промышленный переворот продолжался 50 лет и завершил­ся в конце 80-х годов XIX в.

2. К 80-м годам сформировались основные промышленные рай­оны России:

> Московский;

> Петербургский;

> Прибалтийский;

> Уральский;

> Южный (Донбасс и Криворожье);

> Бакинский.

Самым мощным бь1Л Московский район, где была развита кустарная промышленность, которая постепенно превраща­лась в мануфактуру, а затем в фабрику. Москва и Прибалтика были также крупнейшими центрами текстильной промыш­ленности. В Петербурге получило развитие машиностроение. На Урале изначально развивалась горнорудная и угольная промышленность. К этим старым промышленным районам прибавились новые: Южный — угольно-металлургический и Бакинский — нефтедобывающий.

3. В пореформенное время в России появилось много талант­ливых предпринимателей. Купец Бахрушин основал в Мос­кве кожевенную фабрику; его потомки стали крупными ко­жевенными и текстильными фабрикантами. Они тратили огромные суммы на строительство приютов и больниц для рабочих. К этой семье принадлежал и театральный деятель А. А. Бахрушин, который на основе своих коллекций создал в Москве частный литературно-театральный музей, носящий сегодня его имя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: