double arrow

Создание деятельность БФ ВНИИТЭ


Создание и деятельность системы ВНИИТЭ

Внедрение дизайна в советскую экономику 1960-х гг.

Несмотря на сдвиги в предм-м фомообраз-ии, кот. наметились в СССР в это время, эстет-е качества большинства пром-х изделий оставались на довольно низком ур-не. И тогда, в начале 1960-х гг., во время начавшейся «косыгинской» эконом-й реформы советское правит-во решило, так сказать «сверху» внедрить дизайн в отеч-е произв-во. 28 апреля 1962 г. вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении кач-ва продукции машиностр-я и тов-вкультурно-бытового назнач-я путем внедрения методов худож-го конструир-я».Советское руководство возлагало на дизайн большие надежды. В это время в нашу страну стали поступать товары из-за границы, которое по кач-ву и внеш-му виду были намного лучше отечеств-го. Поэтому ставка была сделана на дизайн. Наши руководители поездили по миру и узнали, что есть такая сфера деят-ти, котор. творит чудеса. Например помогли капиталистич-й экономике выйти из глубинного эконом-го кризиса 1930-х гг. и повысить эффект-ть произв-ва за счет повыш-я кач-ватовара. Поэтому советские руковод-ли решили попробовать и у нас внедрить эту деят-ть. Наши дизайнеры активно взялись за роботу.




В 1962 г. в Москве был создан Всесоюзный научно-исследоват-ий институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и спец.художественно-конструкторские бюро (СКХБ). ВНИИТЭ, директором которого был назначен Ю.Б. Соловьев, возглавил все службы диз. СССР. На институт возлагались след-е ф-ии: разраб-ка и внедр. методов худож-го конструир-я, опред-е технич-й эстетики к изделиям машиностроения и товарам культурно-бытового назнач-я, координации научно-исследоват-х работ в обл-ти худож-го конструир-я и методическое руководство работой СХКБ. Во ВНИИТЭ были созданы 3 группы подразделений: 1 – похудож. конструир-ю пром-х изд-й по заказам разл-х предприятий, 2 – научно-исследовательская – изучение истор. диз.,, разработка теории и методики диз., 3 – конструкторские службы и опытное произв-во. Уже первые дизайнерские разработки ВНИИТЭ оказались удачными. Напр. такой проект как автомобиль-такси. В сущности, это была первая модель микро-автобуса. Кроме проектной работы, ВНИИТЭ занимался пропагандой диз., проводил семинары и конференции.

В 1966 г. был открыт Бел. филиал ВНИИТЭ. Хотя и дипломиров-х специалистов было мало, работники смело брались за любую раб. Появились первые выполненные работы филиала. Это не были грандиозные проекты.Все начиналось с малого. Выполнялись отдельные заказы разных предприятий: металл-я посуда, графически оформленные упак-ки для кондит-х изд-й и т.д. Со временем заказы стали крупнее, масштабнее. Появ-сь разраб. тракторов, крупных с/х машин. В 1968 г. постановл-м Министерства тракторного и с/х машиностр-я СССР была официально закреплена отрасль тракторного и с/х машиностроения, а также станкостроения. В связи с этим БФ ВНИИТЭ утвержд-ся как ведущая организ-я по проблемам технич-ой эстет-и в направленной отрасли. Заказчики были со всех концов СССР, однако наибольшее внимание уделялось Минскому тракторному заводу.

БФ ВНИИТЭ также стал и известным в республике методическим и учебным центром по переподготовке и повышению квалификации специалистов дизайна во всех сферах.







Сейчас читают про: