Середина IX в. – утверждение феодальных отношений.
Главное богатство и основное средство производства – земля.
Крестьяне не собственники, а держатели земли.
Крестьяне имели собственность (в отличии от холопов).
Феодал мог заставить крестьянина трудиться лишь с помощью внеэкономического принуждения Þ
Личная зависимость крестьянина от феодала (от оброчно-денежного обяхательства до крепостной неволи).
Земельная рента = часть рабочего времени и часть урожая.
Отработка = барщина.
Натуральная или денежная = оброк.
Генезис (складывание) феодальных отношений – длительный процесс.
2 основных класса феодального общества: феодалы и феодально-зависимое крестьянство.
Распространенная форма организации производства – феодальная вотчина.
Характер: Наследственное владение.
Владелец: борин или князь.
Иные владельцы: свободные крестьяне, не подчиняющиеся феодалу, платящие дань только великому князю.
Устройство: центр – боярский или княжеский двор. Там – хоромы вотчинника, дома приближенных, конюшни, скотный двор. Управляющий княжеской вотчиной – огнищанин (от «огнище» - дом). Княжеский подъездной – сбор налогов. Богатство вотчины – земля; нарушение княжеской межы – огромный штраф. На вотчинной земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь.
|
|
Все свободное население Руси – «люди». Поэтому сбор дани – «полюдье».
Основная масса сельского населения, зависимая от князя – «смерды».
Могли жить как в общинах, несущих повинность государству, так и в вотчинах.
Смерды в вотчинах – в худшей крепостной зависимости.
Один из путей закрепощения – закупчничество.
Разорившиеся/обедневшие крестьяне брали у феодала долг – “купу”. Отсюда и название – “ закупы ”. Работает на кредитора до возвращения долга.
Челядь, холопы – несвободная категория населения, близкая к рабам.
Экономическая жизнь КР слабо отражена в источниках.
Отличие от ЗЕ: огромная роль государственного сектора в экномике страны – наличие огромного числа свободных крестьянских вотчин,находившихся в феодальной зависимости только от великокняжеской власти
«Русская правда»
Составитель - Ярослав Мудрый.
«Русская правда» - сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство.
Многие разделы приняты после смерти ЯМ.
Ярослав – первые 17 статей = «Древнейшая Правда» = «Правда Ярослава»
- ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников
- разбирала споры между свободными людьми (особ. в среде дружины)
- новгородские мужи имеют такие же права, как и киевские